В московском цирке на Цветном бульваре не так давно запустили новую программу. Называется она «Держава». Каждый цирковой номер посвящен какой-либо народности или группе народов, проживающей в России. Казаки, например, джигитуют на лошадях, жонглеры одеты в русские одежды. А вот одному народу досталось особое, как говорится, «еврейское счастье». Сценку из еврейской жизни разыгрывают... обезьяны. Орангутангов и шимпанзе, облаченных в «хасидские» одежды, женит «раввин» – известный дрессировщик Азиз Азкарян. Над приматами, пусть и в гротескном виде, совершается религиозный обряд хупы – иудейской свадьбы. Под традиционным свадебным пологом животные обнимаются и целуются. Гостя на этом обезьяньем веселье изображает известный клоун, приглашенный администрацией цирка из политкорректной Франции.
Говорят, зрители в восторге. Похоже, не меньше довольны представлением и российские рецензенты. Недоумение по поводу глумления над иудейским обрядом выразили только израильские журналисты. Еще большее недоумение у израильтян вызвала реакция российских еврейских организаций, довольно благодушно отреагировавших на смелые творческие эксперименты циркачей.
Несколько лет назад еврейская общественность России выражала свой решительный протест против рекламы одного московского торгового комплекса. На рекламном плакате, расклеенном в вагонах метро, был изображен мальчик в кипе и с ноутбуком под мышкой. Надпись на плакате сообщала, что универмаг работает по субботам, в то время как согласно предписаниям Торы работа в этот священный для иудеев день запрещена. Если такой безобидный юмор задел чувства российских евреев, то цирковое «обезьянничанье» и подавно должно вызвать неприятные чувства, а каждый взрыв смеха в зале при виде ужимок шимпанзе оставить по меньшей мере неприятный осадок в душе каждого российского еврея?
«Ну что вы! – возразил нам руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин. – Обезьянки в цирке всеобщие любимцы, сценка с ними совсем не унизительна. К тому же этот цирковой номер отнюдь не воспроизводит обряд хупы во всей его полноте». «Еврейская свадьба – излюбленный сюжет для литературы и искусства, это наш бренд», – сказал Горин и сравнил этот цирковой номер с картинами Марка Шагала, где евреи летают по воздуху, а раввины одеты в зеленое, хотя «такого в жизни не бывает».
Вместе с тем представитель ФЕОР заметил, что в политкорректной Европе такой номер вызвал бы неприятие самой публики. «Все, что касается межнациональных отношений, – взрывной вопрос, и любая легкомысленность в этом деле чревата конфликтами. Современные международные стандарты крайне осторожны в этих вопросах. В России культура этих взаимоотношений совершенно иная. И мне кажется, что с этой культурой надо считаться. То, что немцу смерть – русскому забава», – философски заметил Борух Горин.
Реакция председателя Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России (КЕРООР) Зиновия Когана на наш рассказ об обезьяньей свадьбе была более резкой. «Я расцениваю это как очень некорректную, дурную шутку, – возмутился Коган. – Этот номер необходимо запретить. Нет более святого для иудея, чем обряд бракосочетания по закону Моисея. Тем человек и отличается от животных, что он освящает свою любовь. Смеяться над этим грешно. Я представляю, какая была бы реакция, если бы эти приматы изображали представителей других религий!» – заключил Коган.
Однако КЕРООР, как и ФЕОР, не намерен идти на конфликт с администрацией цирка. Речи даже не идет о судебном иске. И Борух Горин, и Зиновий Коган убеждены, что руководство цирка далеко от намерения умышленно оскорбить евреев. Более того, еврейская общественность Москвы, кажется, совершенно не заметила этот казус. Недавно стало известно, что некая молодежная еврейская организация решила провести в здании цирка на Никитском бульваре вечеринку, посвященную иудейскому празднику Песах.
Представители еврейских организаций не усматривают в цирковом номере с обезьянами святотатства, оскорбления религиозного обряда. Однако если заглянуть глубже, в этой сценке можно усмотреть инвективу, пусть и невольную, в отношении фундаментальных воззрений всех авраамических религий. Антреприза с приматами выглядит как своеобразный подарок Чарльзу Дарвину к 200-летию со дня его рождения. Отличная иллюстрация к вопросу о происхождении человека. Тогда не случайно, что в качестве героев выбраны иудеи, чье Священное Писание, почитаемое также христианами и мусульманами, предлагает совершенно иную версию – сотворение человека Богом по своему образу и подобию. «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» – хочется воскликнуть вслед за классиком, глядя, как потешается зрительный зал над забавными выходками человекообразных.