В Римско-Католической Церкви разгорается конфликт, за которым внимательно следят западные массмедиа. Поводом для него послужило шокирующее происшествие в Бразилии.
4 марта в бразильском городе Ресифи врачи сделали аборт┘ девятилетней девочке (ее имя пресса по понятным соображениям не называет). С шести лет девочку насиловал отчим. Она попала в больницу с жалобами на боли в животе. Выяснилось, что девочка беременна близнецами. Беременность угрожала ее здоровью, и врачи решили ее прервать. По бразильским законам они имели на это право. В то же время уже 5 марта архиепископ Ресифи Жозе Кардозо Собриньо объявил об отлучении от Церкви врачей и матери девочки, назвав аборт «тяжким грехом» и «убийством невинных».
6 марта в интервью итальянской газете La Stampa префект ватиканской Конгрегации по делам епископов кардинал Джованни Батиста Ре защитил своего бразильского «коллегу». «Это печальная история, – заявил Ре, – однако главная проблема заключается в том, что зачатые близнецы – два невинных существа. У них было право на жизнь, их нельзя было убивать».
Одновременно двое французских епископов – Жерар Антуан Докур и Жан-Мишель ди Фалько – в открытом письме осудили позицию бразильского иерарха. Но, пожалуй, самая громкая критика архиепископа Собриньо неожиданно прозвучала со страниц ватиканского официоза L’Osservatore Romano. Статью под названием «На стороне бразильской девочки» опубликовал в газете 15 марта архиепископ Рино Физикелла, президент Папской академии в защиту жизни и ректор Латеранского университета.
Физикелла пишет, что служители Церкви должны быть в первую очередь учителями и проповедниками сострадания. Церкви, по его словам, следовало окружить девочку заботой, защитить ее, а не спешить с отлучениями. В соответствии с каноническими правилами Католической Церкви лицо, совершившее аборт, действительно подлежит отлучению, продолжает Физикелла. Однако об этом отлучении вовсе не обязательно объявлять, оно следует «автоматически», latae sententiae, в момент совершения канонического преступления. По словам Физикеллы, врачи из города Ресифи были вынуждены принять нелегкое решение, и он благодарит «тех, кто спас жизнь девочки».
Духовенство Ресифи уже опубликовало ответное письмо, в котором претензии Физикеллы названы необоснованными: епархия и католическая благотворительная организация Caritas оказали девочке поддержку, а она «вполне могла выносить и родить близнецов». Так или иначе, глава Папской академии высказался, и, похоже, такова официальная позиция Ватикана. Во всяком случае, пресс-секретарь Святого Престола священник Федерико Ломбардии уже заявил, что «Папа не призывал полностью отказаться от «медицинских» абортов».
Отлучение от Церкви за совершение аборта предписывает каноническое правило № 1398. В то же время в Кодексе канонов Католической Церкви есть правила № 1323 и № 1324, предусматривающие смягчение наказания или снятие наказания с тех, кто «совершил грех, руководствуясь страхом или соображениями необходимости».
Возможно, статья Рино Физикеллы не появилась бы в официальной ватиканской печати, если бы Святой Престол не так устал от негативной реакции мировой общественности, политиков и СМИ на высказывания и жесты Бенедикта XVI. Сначала скандал вокруг епископа – отрицателя Холокоста. Затем скандал вокруг презервативов и СПИДа. Теперь еще бразильская девочка. «Ватиканский Боливар» с трудом вынес двоих, но третьего ему уже было не выдержать.
Позиция Физикеллы едва ли случайно оказалась противопоставлена мнению кардинала Ре. Физикелла – человек Ратцингера. Ре достался Бенедикту XVI в наследие от Иоанна Павла II. Кардинал Ре – тот, кого в политике называют «хромой уткой». Ему 75 лет, и скоро он, как ожидается, покинет свой пост. В преемники Ре пророчат, в частности, австралийского кардинала Джорджа Пелла, сторонника нынешнего Папы.
Так или иначе, случай с девятилетней бразильянкой в очередной раз показал, что, поднимаясь к вершинам нравственности, легко скатиться в пропасть цинизма и остаться на самом ее дне. Как справедливо заметили авторы редакционной статьи в газете The Los Angeles Times, во всей этой истории единственным человеком, чье поведение автоматически не ставит его вне Католической Церкви, является┘ отчим, насиловавший падчерицу. Ведь изнасилование, как заявил архиепископ Собриньо, «не столь тяжелый грех, как аборт».