Избрание новым Патриархом Московским и всея Руси митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла вызвало необычайно широкий отклик в Испании. Об этом сообщают ведущие СМИ, это событие комментируется известными специалистами в области религии, известными теологами. Все отклики весьма положительные.
Это очень примечательно, особенно на фоне того, что испанская католическая иерархия – одна из наиболее консервативных в католическом мире – всегда относилась к Православной Церкви (впрочем, как и к иным конфессиям) с нескрываемой враждебностью, не желала поддерживать с ней контакты.
И вдруг на фоне этого – столь повышенное внимание к тому, кто именно возглавит Русскую Православную Церковь, надежды на то, что отношения с нею могут быть улучшены. Тон в этом смысле, конечно же, задало поздравительное послание Папы Римского Бенедикта XVI новому предстоятелю РПЦ, в котором выражается надежда на углубление и развитие сотрудничества. В Испании считают, что для этого имеются все основания. Лейтмотив публикаций во всех испанских СМИ один: с избранием Патриарха Кирилла отношения между Ватиканом и РПЦ могут стать более конструктивными, нежели в данный момент.
Ведущая газета El Pais подчеркивает, что у нового Патриарха, которого характеризует как самого уважаемого деятеля в РПЦ, открытого новым веяниям, умеющего просто и четко излагать свои мысли, «имеется огромный опыт в международных делах, включающий контакты с Католической Церковью на протяжении четырех десятилетий». Газета АВС пишет, что Кирилл всегда – конечно, в разумных рамках – выступал за межконфессиональное общение, за связи с представителями всех религий, в частности с Католической Церковью. Все СМИ отмечают, что после избрания Папой Римским Бенедикта XVI тогда еще митрополит Кирилл был принят им в 2006 году и имел с ним плодотворную беседу, ибо новый глава Римско-Католической Церкви в отличие от своего предшественника Иоанна Павла II стремится к большему сотрудничеству с РПЦ. Отмечают такие интересные детали: Кирилл написал предисловие к изданной в Москве книге Бенедикта XVI «Введение в христианство», а также к труду государственного секретаря Ватикана Тарчизио Бертоне о социальной доктрине Церкви, отметив наличие многих совпадений в этой сфере у Католической и Православной Церквей. Более того, Кирилл был инициатором многочисленных совместных конференций и иных встреч католических и православных иерархов, в том числе и в России.
Отмечается в Испании и то, что в России также имеется консервативная часть православной иерархии, которая продолжает именовать католиков «еретиками», отказывается от контактов с ними, выступает против экуменизма. Однако тот факт, что на выборах Патриарха представители этой части духовенства оказались в явном меньшинстве, а Кирилл триумфально избран подавляющим большинством голосов, свидетельствует: руководство РПЦ поддерживает его самого и его линию в этом вопросе.
Как признает видный испанский теолог Хосе Мануэль Видаль, на пути улучшения отношений между Ватиканом и РПЦ имеется «еще немало препятствий». Однако, по его мнению, они преодолимы – в том случае, если Рим откажется от былого чувства превосходства». Именитый богослов напоминает, что до середины 80-х годов отношения между Ватиканом и РПЦ с каждым годом улучшались. Но затем Иоанн Павел II совершил важную ошибку. Действительно, понтифик-поляк, считавший себя одним из главных «сокрушителей коммунизма», стал исходить из того, что Россия превратилась в своего рода «духовную пустыню», которую католикам как авангарду Запада надлежит заполнить. РПЦ, естественно, выступила против такого агрессивного прозелитизма Католической Церкви, шедшей как в «крестовый поход» вслед за сомнительными западными фондами.
В итоге сложилась кардинально иная ситуация, чем в начале 80-х годов. Ватикану уже не до прозелитизма на Русской земле. Какие бы ни приводились теологические тонкости, которые якобы необходимо решить, чтобы преодолеть разногласия с Православной Церковью, причина более глубокая. Представители Ватикана не раз утверждали в последнее время, что заинтересованы в том, чтобы совместно с православными «восстановить христианские корни в Европе», не столько давать отпор другим конфессиям, сколько вместе с ними противостоять набирающему силу атеизму и нигилизму, радикализму и религиозному релятивизму, быстро нарастающему религиозному равнодушию среди католиков. Отсюда и интерес со стороны католических иерархов к укреплению контактов с Православной Церковью, которая в отличие от Католической становится все более влиятельной силой.
Валенсия