Непоколебимость Далай-ламы по вопросу о тибетской автономии оказывает существенное влияние на международную политику.
Фото Reuters
На фоне массового ажиотажа вокруг избрания нового Патриарха почти незамеченным прошло заявление главы МИД России Сергея Лаврова о возможности приезда Далай-ламы XIV в Россию. В выступлении перед Советом Федерации Сергей Лавров в свойственной ему манере аккуратно назвал этот визит «пастырским». А иначе нельзя – лидер миллионов ламаистов не только наставляет свою паству в срединном пути просветления, но и является главой изгнанного правительства Тибета, оппозиционного КНР. Он ведет более или менее активную борьбу за независимость своей родины, а также периодически делает яркие политические заявления, например рекомендует перенести штаб-квартиру НАТО в Москву.
Последний раз Россия встречала Тэнзина Гьяцо (мирское имя Далай-ламы XIV) в самом конце ноября 2004 года, когда он с однодневным визитом посетил столицу Калмыкии Элисту. Сугубо пастырский характер поездки был специально оговорен, поэтому программа его пребывания не включала встречи с президентом республики Кирсаном Илюмжиновым, в течение пяти лет добивавшимся возможности приезда Далай-ламы. По всей видимости, такое условие будет поставлено и в этот раз, поскольку контакт российских властей с опальным для дружественного нам Китая ламой может серьезно осложнить отношения России с Поднебесной.
Если этот визит состоится, он будет уже девятым для нынешнего ламы. Он пять раз посещал Советский Союз – три раза при Брежневе и два при Горбачеве и три раза Российскую Федерацию – дважды при Ельцине и один раз при Путине.
Несмотря на более спокойную в последнее время позицию Далай-ламы по тибетскому вопросу, Китай неизменно остро реагирует на общение глав государств с лидером движения за независимость Тибета. Встреча канцлера Германии Ангелы Меркель с Далай-ламой в сентябре 2007 года фактически сорвала важную межправительственную встречу, проводившуюся в рамках ежегодного китайско-германского «диалога по правовым вопросам». Еще раньше, в 2006 году, МИД Китая резко осудил правительство Монголии, подготовившее визит главы тибетского правительства в изгнании в свою страну. В заявлении китайского МИДа между строк читались обвинения Монголии в «поддержке сепаратистов».
Еще более яростную реакцию со стороны Китая вызвала беспрецедентная акция американских властей, наградивших 16 октября 2007 года опального Далай-ламу высшей государственной наградой США – Золотой медалью Конгресса. КНР назвала этот «выпад» Соединенных Штатов «грубым вмешательством во внутренние дела Китая и выдвинула ставшие уже традиционными обвинения в поддержке сепаратистов. Одними словами дело не обошлось – китайская сторона отказалась участвовать в важнейшей встрече заместителей глав внешнеполитических ведомств США, России, Великобритании, Франции, Китая и Германии по иранской ядерной программе.
Как поведет себя Китай в случае приезда Далай-ламы в Россию, сказать трудно – многое зависит от стратегии российского МИДа. Ясно только одно: если визит и состоится, не только первые лица государства, но и вообще представители госаппарата встречаться с «главой сепаратистов» не будут – подобное рандеву может быть неверно истолковано Китаем, а у России слишком важные интересы на Востоке.
В 2006 году буддисты Калмыкии, Бурятии и Тувы пытались добиться для Далай-ламы разрешения на приезд на Всемирный саммит религиозных лидеров, но в тот раз российская сторона была вынуждена дать отказ – портить отношения с восточным соседом в преддверии саммита «большой восьмерки» было весьма опрометчиво.
Важный политический подтекст может приобрести приезд Далай-ламы еще и потому, что в нынешнем году исполняется пятьдесят лет его изгнания из Тибета. Напомним, что после подавления антикитайского восстания юный Далай-лама спешно покинул Лхасу в ночь на 17 марта 1959 года, чтобы найти убежище в Индии, где сейчас, в городе Дхармасала, находится тибетское правительство в изгнании.