Опубликованная в «Независимой газете» за 12 января заметка Павла Круга «Рождественская политэкономия» вызывает некоторое недоумение. И дело даже не в том, что автор без должного уважения относится к словам, сказанным на рождественском богослужении местоблюстителем Патриаршего престола Церкви, объединяющей миллионы верующих россиян и наших соотечественников по всему миру. Это, в конце концов, дело его личной совести. Дело, в общем-то, в другом. Казалось бы, за последние двадцать лет религиозной свободы в нашем Отечестве можно было привыкнуть к тому, что Русская Православная Церковь спокойно и ответственно высказывается по всему спектру проблем, волнующих современное общество, не исключая вопросы экономики. В этом собственно и заключается смысл христианской миссии – говорить об актуальном с позиции вечного, а не теоретизировать на отвлеченные темы без привязки к действительности. Однако, чем более актуальна проповедь, тем больше, видимо, соблазна ее покритиковать, или уж, по крайней мере, исказить.
Нужно иметь в виду, что за простым языком церковной проповеди скрыт серьезный пласт интеллектуальных дискуссий. Социально-экономическая доктрина Московского Патриархата переживет период становления, но уже сейчас она во многом более актуальна и жизненна, чем социальное учение Католической Церкви, сложившееся во времена построения неолиберальной утопии как результат компромисса с определенными политическими и деловыми кругами. Поэтому критиковать православное учение в области экономики с высоты воззрений, банально отстающих от действительности минимум на десять-пятнадцать лет, задача неблагодарная, тем более навешивать на нее ярлык марксизма.
В ходе многочисленных дискуссий с ведущими экспертами-экономистами, в том числе и международном уровне с участием представителей МВФ и группы Всемирного банка, Русская Православная Церковь задолго до начала текущего кризиса говорила о необходимости трансформации существующей экономической системы в интересах всего общества. Ее обеспокоенность сложившейся ситуацией разделяют Римско-Католическая Церковь, Церковь Англии, Всемирный совет церквей, Конференция европейских церквей и другие уважаемые в мире религиозные институты, которые высказываются сегодня об экономическом кризисе на равных с политическими деятелями. Основным объектом критики при этом становятся очевидные социальные диспропорции и спекулятивные махинации, послужившие первопричиной кризисных явлений. Речь идет о поиске новых, более гармоничных форм человеческого общежития, трансформации существующей экономической модели в целях утверждения в общественной жизни вечных христианских ценностей справедливости и уважения к человеку.
Позиция Московского Патриархата всегда состояла в том, что ни марксистская доктрина образца XIX – первой половины XX века, ни современный глобальный капитализм не способны дать адекватный ответ на вызовы, с которыми столкнулось человечество на пороге нового тысячелетия. В своем недавнем интервью православному журналу «Нескучный сад» владыка митрополит Кирилл справедливо отмечает: «На мой взгляд, потерпели крах не только классическая концепция социализма, но и «капиталистический фундаментализм»┘ нынешняя эпоха требует новых методов управления мировым хозяйством, сочетающих в себе эффективное государственное регулирование с поощрением частной инициативы┘ Христианская экономическая мысль исходит из того, что высшее благо – это спасение человеческой души, а также построение гармоничного и справедливого общества, стремящегося к созданию достойных условий жизни для всех людей, независимо от их социального положения или политических взглядов. В этом главное отличие православной социально-экономической этики от классического социализма и капитализма».
Актуален ли Маркс? Конечно, но как классик современной политэкономии, которого изучают в любом приличном университете. Актуален ли классический марксизм как политическое течение и идеология? Конечно – нет, и владыка Кирилл говорит об этом со всей определенностью. Для Православия в равной степени неприемлемы ни вульгарный марксизм, ни «саморегулируемый» капитализм. С нашей точки зрения экономика должна служить в первую очередь общественному благу, а только потом частным интересам, и никакого «марксизма» в этом – нет. О том, о чем наша Церковь говорила давно, сегодня говорят ведущие экономисты и политики, в частности, президент Франции Николя Саркози, отмечающего необходимость создания новых форм регулируемой рыночной экономики, в которой целые области финансовой деятельности не отданы на откуп исключительно рыночным игрокам.
Однако глубинная причина кризиса – не только в отделении финансовых инструментов, призванных обеспечивать стабильность реального сектора экономики, от производства товаров и услуг, но и в отрицании самой необходимости трудиться не для себя лишь, но и во имя блага всего общества. А это уже проблема нравственного порядка. Здесь стоит напомнить слова апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Именно так и ставит вопрос в своих выступлениях и проповедях Патриарший местоблюститель митрополит Кирилл. Означает ли это, что упомянутые выше уважаемые религиозные и политические лидеры стремятся реанимировать марксистскую политическую доктрину или концепции социалистов-утопистов? Комментарии, как говорится, излишни.
Несколько слов по сути вопроса. Дело конечно не в скрытом «марксизме», в котором пытаются обвинять Патриаршего местоблюстителя. Видимо раздражает сам факт того, что Церковь-де лезет не в свое дело, смеет высказывать самостоятельную точку зрения по волнующим общество вопросам «светской» жизни. Но ведь нет же ничего удивительного в том, что в условиях, когда многие терпят лишения, теряют работу и перспективу стабильного будущего, Православная Церковь считает важным дать свою оценку происходящему. Выбирать формы такой оценки и предлагать свое видение проблемы обществу – это ее неотъемлемое право. Русская Православная Церковь никогда не претендовала и не претендует на роль разработчика сценариев реализации экономической стратегии, это – дело государства, политических партий, предпринимателей, общественности. Церковь говорит о ценностях, которые должны лежать в основании такой стратегии. В этом ее долг и призвание.