В городке Дхарамсала на севере Индии 17 ноября открылась конференция, посвященная политическому будущему Тибета. Однако Далай-лама XIV (в миру – Тензин Гьяцо) не принимает в ней участия. Более того, он признал провал своей политики по отношению к Китаю и не исключено, что вскоре заявит о своей отставке – на этот раз окончательной.
Религиозные лидеры в большинстве своем предпочитают не распространяться о том, кто придет им на смену. Заводить разговор о возможных преемниках при еще здравствующем лидере считается дурным тоном. Далай-лама XIV стал исключением из этого правила. Трудно свыкнуться с мыслью, что этот жизнерадостный монах, который благодаря своим частым международным поездкам стал лицом тибетского буддизма на мировой арене, может окончательно отойти от дел. Но в последнее время он сам все чаще поднимает вопрос о наследнике или, если использовать буддийскую терминологию, о своем следующем перевоплощении.
За последние три месяца Далай-лама XIV дважды был госпитализирован. Однако после выхода из больницы в октябре он не стал изображать дежурный оптимизм. Напротив, он сгустил краски, сказав, что отказывается от борьбы и не видит перспектив для расширения автономии Тибета. Фактически Далай-лама повторил знаменитое ельцинское: «Я устал, я ухожу». Далее последовал уже известный дипломатический трюк – секретариат тибетского лидера дезавуировал его заявления и объяснил, что в отставку Далай-лама пока не собирается. Складывается впечатление, что на пенсию 73-летнего Тензина Гьяцо не отпускает его ближайшее окружение, которому он необходим как знамя борьбы за свободный Тибет.
Многие буддисты, в том числе и в России, не скрывали своего разочарования отказом Далай-ламы XIV от продолжения борьбы за расширение автономии Тибета. А в Бурятии недовольство «сдачей» Тибета обернулось фарсом. Местный телеканал «Ариг Ус» показал шуточный сюжет, в котором два мультперсонажа спели частушку о том, что тибетский лидер нагишом собрался удирать в Китай. После этого возмущенные неуважением к личности Далай-ламы буддисты потребовали закрытия телеканала. «Почему у журналистов считается безопасным оскорблять буддистов из-за того, что они терпимы к инакомыслию?» – спрашивал один разгневанный зритель. Директор телеканала Андрей Левантуев был вынужден принести буддистам свои извинения.
Конечно, происходящее на Гималаях – не повод для насмешек. «НГ-религии» уже писали, что кровавые столкновения в Тибете в марте этого года ознаменовали провал политики «срединного пути» (поиска компромиссов с Китаем), которой Далай-лама придерживался много лет. Пекин непреклонен и готов применять силу, а тибетцев в Тибете остается все меньше и меньше. На последней встрече представителей изгнанников и китайского правительства в начале ноября коммунисты вновь заняли жесткую позицию и потребовали от Далай-ламы признать целостность и неделимость КНР. «Мы надеемся, что он исправит ошибки, пойдет на сближение с требованиями центральных властей Китая и в оставшиеся годы своей жизни сделает что-то полезное для государства, для людей, включая тибетцев, не будет в итоге опускаться до неподобающих заявлений», – заявил один из китайских партфункционеров Чжу Вэйцюнь. По мнению Пекина, Далай-лама нарушил двусторонние договоренности о «четырех не»: не поддерживать акции, нацеленные на срыв Олимпиады-2008; не поддерживать тех, кто подстрекает к насилию и неповиновению властям в Тибете; не поддерживать деятельность «Конгресса тибетской молодежи»; не ставить целью достижение независимости Тибета и раскол Китая.
Далай-лама XIV и раньше говорил о своем возможном уходе. Его официальные представители при этом неизменно разъясняли, что речь может идти только об уходе из политики, тогда как в религиозном смысле такая отставка невозможна. Бодхисаттва призван служить людям и не может уйти по одному своему желанию. Однако есть и другая точка зрения. Тензин Гьяцо в одном из интервью признал, что не все из предыдущих воплощений Далай-ламы были подлинными, а однажды он был выбран еще при живом предшественнике. Не это ли ключ к разгадке громких заявлений Тензина Гьяцо о возможной отставке? Очевидно, что после смерти последнего Далай-ламы, избранного до прихода коммунистов в Тибет, китайское правительство приложит все усилия для «нахождения» лояльного Пекину преемника. Предусмотрительная отставка Далай-ламы XIV, его добровольный отказ от статуса духовного лидера в пользу выбранного с его согласия наследника – единственная возможность сохранения института далай-лам без контроля со стороны коммунистического режима. Тем более что похожий прецедент в истории уже был.