Министерство юстиции РФ 15 октября опубликовало на своем сайте внушительный список религиозных организаций, в отношении которых планируется подача судебных исков об их ликвидации. Причина – непредоставление ими в Минюст необходимых документов в течение длительного времени. В списке 56 организаций, около половины из которых составляют различные протестантские религиозные объединения. Также в немилость попали восемь мусульманских организаций, в том числе Координационный центр мусульман Северного Кавказа; четыре старообрядческие; четыре от «альтернативного православия», в том числе Суздальская епархия Российской Православной Автономной Церкви и Богородская епархия Киевского Патриархата. Также угроза лишения государственной регистрации нависла над епархией Юга России Армянской Апостольской Церкви, Ассирийской Церковью и Духовным управлением караизма в России.
По мнению Минюста, эти организации нарушают закон, не сообщая ежегодно о продолжении своей деятельности, не предоставляя сведения о своем составе и источниках финансирования. Впрочем, это не означает, что все 56 религиозных объединений будут закрыты в одночасье в административном порядке. Судебные иски в отношении «проштрафившихся» только планируется подавать – так что еще не поздно собрать всю необходимую информацию о себе и отослать ее в Минюст. В этом смысле публикация списка «провинившихся» лишь предупредительная мера. Но если государство так и не добьется от них отчетности, суд – как раз то место, чтобы определить, существует ли та или иная организация только на бумаге или на самом деле ведет религиозную деятельность. Минюст не только предупреждает, но и дает понять, что готов перейти от слов к делу. Некоторые наблюдатели полагают, что происходит своего рода «зачистка» малых религиозных организаций, а отчетность – лишь предлог для того, чтобы прекратить деятельность «неугодных». Действительно ли это так?
Секретарь правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений Андрей Себенцов, к которому «НГР» обратились за комментариями, не видит причин для паники в ситуации с «черным списком». «Минюст выполняет ту работу, которую он должен выполнять, и делает это корректно. Кстати, Федеральная налоговая служба, которой религиозные организации также должны ежегодно предоставлять отчетность, принимает меры в отношении «разгильдяев» в административном порядке, без всякого суда», – сказал эксперт. Он напомнил, что Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусматривает такую вполне легальную форму, как религиозная группа. Для того чтобы существовать в этом качестве, верующим не нужно предоставлять государству кучу справок. Так что религиозные организации, которые лишаются государственной регистрации, могут продолжать свое существование в качестве религиозных групп. Но только в том случае, если они не были признаны экстремистскими решением суда.
Хотя понятие «экстремистской деятельности» можно при желании трактовать довольно широко, число религиозных объединений, закрытых за экстремизм, не так уж значительно. В целом государство добивается от религиозных организаций большей прозрачности – для того и публикуются «списки должников». Следующим шагом могла бы стать публикация годовых бюджетов религиозных организаций, как это делается в ряде стран мира, – но это пока из области идеалистической утопии...