Недавно в одной из бульварных газет мне довелось увидеть кричащий заголовок: «Мировой финансовый кризис был предсказан в Откровении Иоанна Богослова!» – и далее с использованием подходящей цитаты из этой всегда волнующей умы книги объясняется, что все, что происходит сейчас на мировом рынке, суть, конечно же, знаки последних времен, которые вот-вот наступят, если еще не наступили. Можно, конечно, было пройти мимо дешевой сенсации. Но ведь многие из тех, кто прочитал эту заметку, так же, как и я, вздохнули после с облегчением. Пишут же – предсказано! На все, как говорится, воля Божья. А расставшись с сребрениками, пусть даже честно заработанными, можно и о душе подумать. О вечном...
Вот религиозные деятели, к примеру, все как один, не отставая от финансовых аналитиков, бросились напоминать нам, что духовные ценности выше материальных. И что проще верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное. Я в детстве, признаться, все представлял и не мог представить, как это – верблюд проходит через игольное ушко? Картина, достойная Сальвадора Дали. Потом только один священник объяснил, что игольным ушком во времена Христа назывались узкие ворота в Иерусалиме. Метафора обрела нормальный, человеческий смысл, но, к сожалению, потеряла свою сюрреалистическую привлекательность.
Кризис оздоравливает не только экономику, но и интеллектуальные потребности людей. Воинствующий атеист Карл Маркс снова в моде – все бросились читать его «Капитал». Иудейские раввины призывают молиться о преодолении финансового кризиса на Йом-Кипур. Православные и католики забросили споры об исхождении Святого Духа и объединились в общей мольбе – правительства должны вмешаться и оказать поддержку банковской системе, чтобы, как говорил апостол Павел, «спасти хотя бы некоторых»! Кризис предоставил возможность некоторым церковным иерархам показать свою финансовую продвинутость (в чем в общем-то и раньше никто не сомневался). Правда, рецепты сводятся к одному и тому же – усилению государственного регулирования экономики.
«Финансовый кризис дал повод многим задуматься – правильно ли работает сегодня мировая экономическая система и не является ли она чрезмерно связанной со спекулятивным капиталом, когда деньги делаются из воздуха и происходит непонятная для абсолютного большинства людей таинственная игра с понижением и повышением акций, в результате которой одни теряют свое состояние, а другие в одночасье становятся сказочно богатыми людьми? – спрашивает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. – Государство должно напрягать свои усилия за счет добропорядочных налогоплательщиков, чтобы реставрировать обрушенную экономику. Без связи экономики с нравственностью невозможно говорить об исцелении хронических болезней современной экономической системы».
Озаботился финансовым кризисом и Ватикан. Папа Римский Бенедикт XVI говорил о нем, открывая Синод католических епископов в Риме. «В настоящее время, когда распадаются крупные банки, становится очевидно, что деньги могут исчезнуть в любой момент и имеют второстепенное значение, – заявил Понтифик. – Надежным остается только Слово Божье».
Так-то оно так, но ведь кризис крайне негативно сказывается на способности людей крупного и среднего достатка оказывать помощь бедным слоям населения. Как раз этим и занимается Церковь с помощью института благотворительности, который на Западе пока развит гораздо лучше, чем в России. Во всяком случае, Ватикан обеспокоен всерьез и уже выражал надежду, что государства с сильной экономикой не перестанут оказывать помощь беднейшим странам мира из-за кризиса. 23 октября Папский совет по делам справедливости и мира собрал крупных международных экспертов в области экономики, финансов и финансового права, чтобы обсудить положение. «Что бы ни происходило сегодня в мире, это отражается на всех, – заявил на этой конференции кардинал Ренато Мартино. – Экономика – вопрос не одной только страны, но всего человечества. Рынок обязательно должен контролироваться правительствами и самим рынком. Он должен приносить выгоду не только тем, кто вкладывает капитал, но и тем, кто способствует его росту». Если бы это не говорил католический иерарх, можно было бы подумать, что слышишь слова российского президента с его эвианской программой из пяти пунктов!
Немецкая газета Die Welt тоже подключилась к поиску позитива в окружающей действительности. Она утешает своих читателей тем, что кризис коснулся не только их, но и международного терроризма. Издание выстраивает следующую схему: основными спонсорами таких радикальных исламистских организаций, как «Хезбаллах», ХАМАС и «Палестинский исламский джихад», являются Иран и Саудовская Аравия – страны, экспортирующие нефть. Соответственно падение цен на энергоносители бьет по карману исламских экстремистов. «Аль-Каида» и «Талибан», в свою очередь, живут экспортом наркотиков из Афганистана и сильно зависят от платежеспособности европейской «золотой молодежи». Но исламские экстремисты, судя по всему, кризиса ликвидности не боятся. Наоборот, они считают, что происходящее на мировых рынках – это кара Аллаха, который наказывает США за оккупацию Ирака и Афганистана и поддержку Израиля.
А вот простые мусульмане в отличие от экстремистов кризису не рады. «Хотим мы того или не хотим, но любые проблемы в Америке аукаются и по другую сторону океана, – завил в интервью агентству Islam.ru специалист по исламскому банкингу Ренат Беккин. – Одна из причин кризиса – неправильная политика центральных банков развитых государств, поощрявших появление «мыльных пузырей» на ипотечном рынке недвижимости. Учитывая невысокую стоимость заемных средств, люди стали в массовом порядке скупать недвижимость в надежде рефинансировать ипотеку и получить прибыль. При использовании различных моделей исламской ипотеки создать такой пузырь сложнее. Если банки будут последовательно соблюдать принципы шариата, то им удастся избежать многих проблем, с которыми сталкиваются коммерческие банки. Но есть проблемы, которые в равной степени затрагивают и традиционные, и исламские банки. Например, кризис ликвидности не может не коснуться всех банков в стране, особенно малых».
Так что даже шариат не спасает от нехватки наличных средств. Что тут говорить – на Бога надейся, но и сам не плошай!