Прокуратура РФ представила на рассмотрение Государственной Думы концепцию закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи в совершенствованием деятельности по противодействию экстремизму». Концепция предполагает поправки в некоторые законы, в том числе «О свободе совести и о религиозных объединениях». Поправки касаются прежде всего изменений в процедуре регистрации религиозных организаций, более жесткий контроль за профессиональным религиозным образованием и ужесточение мер пресечения пропаганды экстремистских идей в сети интернет.
Предложения были представлены на парламентские слушания, состоявшиеся в Государственной Думе 30 сентября. Авторами концепции закона были подготовлены к слушаниям рекомендации, где обосновывается необходимость ужесточения контроля за деятельностью религиозных организаций. В частности, в документе указывается, что «в течение последних трех лет наблюдается устойчивый рост преступлений экстремистской направленности... в первом полугодии таких преступлений зафиксировано 250».
Однако на парламентских слушаниях концепция поправок в антиэкстремистское законодательство была подвергнута критике со стороны представителей Русской Православной Церкви, Совета муфтиев России, а также руководителя Комитета ГД РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Попова. Так, епископ Амвросий (Ермаков) резко выступил против нововведений, заявив, что они никоим образом не затронут экстремистские организации, но в первую очередь ударят по РПЦ. Сергей Попов высказал мнение, что лучшей профилактикой религиозного экстремизма среди молодежи могло бы быть скорейшее повсеместное обучение российских школьников «Основам православной культуры» или «Духовно-нравственной культуре».
Вообще именно предложения по усилению контроля за программами религиозного образования стали основным раздражающим фактором для представителей религиозных кругов и православной общественности. Особое неприятие вызвал следующий пункт в концепции нового закона: «При создании учреждения религиозного профессионального образования учредитель представляет религиозные образовательные программы. В случае изложения образовательной программы на иностранном языке к ней прилагается надлежащим образом заверенный перевод на русский язык».
Комментируя «НГР» думские дебаты вокруг этой законодательной инициативы, советник Комитета ГД РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Степан Медведко заявил: «У нас такого не было даже в советское время – чтобы настолько жестко регламентировался вопрос, что преподавать в духовных учреждениях. Мы что, теперь для каждого вероучения, для каждой религиозно-правовой школы будем разрабатывать свою программу? Получается, что государство себе навязывает обязательства, которые потом не сможет выполнить. В конечном итоге или возникнет тупик, или закон будет применяться избирательно, для того чтобы наказывать неугодные организации. Регистрируются в основном благонадежные организации. Они тем самым показывают свою лояльность, что выполняют законодательство в части регистрации юридических лиц. А экстремизмом скорее занимаются те, кто действует в качестве групп. Они свои образовательные духовные учреждения в качестве таковых не регистрируют, оформляя их как национально-культурные центры», – заключил Медведко.
По мнению противников новой законодательной инициативы, эти предложения являют собой очередную попытку усиления контроля государства над религиозными организациями. В этом смысле наиболее опасным они считают следующий пункт из рекомендаций к парламентским слушаниям по проекту закона: правительству страны рекомендовано «рассмотреть вопрос о создании федерального органа исполнительной власти по проблемам деятельности религиозных конфессий в Российской Федерации». За подобными предложениями, считают религиозные деятели, скрывается намерение воссоздать Совет по делам религий времен СССР.
Насколько серьезны опасения вышеуказанных лиц, сказать трудно. Ясно, что нынешние лидеры религиозных организаций не хотят никакого контроля со стороны государства. Им легче общаться напрямую с представителями власти, при помощи прямого телефона, чем договариваться о встрече через посредствующий орган. Одним словом, это мнение заинтересованных лиц. Собственно, на этом можно поставить точку, но здесь уместно одно замечание. Не стоит путать времена госатеизма и нынешние, потому что тогда государство не только контролировало программы духовных учебных заведений, но и цензурировало все официальные издания религиозных организаций. Это, конечно, плохо, но и порядка в стране было больше.