Константинопольский Патриарх 24 сентября в Брюсселе выступил перед депутатами Европарламента с пространной речью. Это было далеко не первое выступление Варфоломея I перед европейской аудиторией. Нынешняя речь была посвящена в основном истории Константинопольского Патриархата, философским и историческим проблемам. О текущей политике Патриарх Варфоломей в своей речи не говорил.
Именно это стало причиной критики Константинопольского Патриарха со стороны представителя Кипра в Европарламенте Мариоса Матсакиса. «В своем докладе вы ничего не сказали о гонениях на Церковь, о попрании прав национальных меньшинств в Турции, о закрытии богословского факультета на острове Халки, о продолжающейся турецкой оккупации Кипра и об осквернении сотен православных храмов на оккупированной территории», – обвинил главу Вселенского Патриархата представитель греков-киприотов. Матсакис упрекнул Варфоломея I за то, что он «спел хвалебную песнь» Турции, которую Патриарх назвал своей родиной. Матсакис в письме спросил Патриарха Варфоломея, когда тот собирается посетить Кипр. «Может быть, вы опасаетесь, что такое посещение испортит ваши отношения с турецким правительством?» – риторически вопрошал кипрский депутат, фактически обвинив Варфоломея I в предательстве интересов греков-киприотов.
Справедливости ради надо отметить, что Константинопольский Патриарх ответил на часть вопросов, заданных Матсакисом, на пресс-конференции после выступления перед европарламентариями. Он выступил за интеграцию Турции в Евросоюз в качестве полноправного члена. «Несмотря на тот факт, что население Турции составляют по преимуществу мусульмане, это не должно считаться препятствием. Сосуществование людей с различными религиозными убеждениями и культурными корнями способствует их взаимообогащению», – заявил Варфоломей I. Константинопольский Патриарх в присутствии президента Европарламента Ханса-Герта Петеринга высказался и по кипрской проблеме. «Я желаю, чтобы переговоры увенчались полным успехом, чтобы решилась политическая проблема Кипра, которая, к сожалению, причинила невообразимый вред и Константинопольскому Патриархату, и греческому православному меньшинству в Константинополе. Факт сокращения нашей паствы сегодня до размеров, вызывающих беспокойство, во многом обязан кипрской проблеме», – признал Варфоломей I.
Не обошел своим вниманием Константинопольский Патриарх и закрытый турецкими властями православный приют на Принцевых островах, а также семинарию на острове Халки. Фактически он связал вопрос возобновления их деятельности со вступлением Турции в европейское сообщество, ведь обеспечение свободы совести – один из критериев «европейскости». Более того, отсутствие духовного учебного заведения для Константинопольского Патриархата оборачивается угрозой исчезновения: просто негде будет готовить новых священников. «Если бы студенты из разных стран мира приезжали сюда (в семинарию на остров Халки. – «НГР») изучать богословие, а потом возвращались к себе на родину, говоря, что учились в мусульманской стране, где есть все свободы, то для Турции это было бы очень выгодно», – отметил Патриарх Варфоломей.
Так что упреки греков-киприотов в том, что Константинопольский Патриарх молчит о фактах нарушения религиозных свобод в Турции, не вполне корректны. Он высказывался о них неоднократно. Другое дело, что Варфоломей I подчеркивает, что он – гражданин своей страны, пусть она и относится к Церкви с недоверием, даже в чем-то ущемляет ее права. Как тут не вспомнить высказывания иерархов Русской Православной Церкви в годы советской власти, когда в условиях атеистического режима они точно так же, как сегодня Константинопольский Патриарх, гордились своим гражданством и уверяли недоверчивый Запад в том, что со свободой совести «за железным занавесом» все в порядке!