В понедельник завершился четырехдневный визит Папы Римского Бенедикта XVI во Францию, колыбель и оплот европейского секуляризма. Понтифик побывал в Париже, где его принял президент страны Николя Саркози. Во французской столице Папа также встречался с представителями еврейской общины и деятелями культуры. Он совершил два богослужения – в Нотр-Дам де Пари и на Площади Инвалидов. Затем Бенедикт XVI отправился в Лурд, где вместе с верующими отпраздновал 150-летие явления Девы Марии местной жительнице Бернадетте Субиру.
За время понтификата Папы Иоанна Павла II журналисты успели привыкнуть к тому, что, куда бы ни направлялся Папа Римский, среди местных жителей царит повальный энтузиазм. Однако во Франции приезд Бенедикта XVI не вызвал большого резонанса. По данным соцопросов, около 62% французов считают, что визит Бенедикта XVI был «интересен лишь католикам». Впрочем, если почитать ватиканский ежегодник Annu-ario Pontificio, то может сложиться впечатление, что большинство французов по-прежнему католики... Как бы то ни было, на папской мессе на Площади Инвалидов присутствовали 260 тыс. человек. Много это или мало? Если сравнивать с миллионными толпами в Польше, то немного...
Саркози оказал Папе теплый прием и даже пытался подыграть высокому гостю, за что французские социалисты подвергли его жесткой критике. Президент, в частности, выдвинул концепцию «позитивного» секуляризма, который «обсуждает, уважает и включает в себя религию, а не отторгает ее». «Секуляризм предполагает, что религия – это частное дело, – заявила пресс-секретарь Социалистической партии Франции Жюльен Дрей. – Те, кто руководит республикой, в первую очередь президент, должны стоять на страже этих принципов». Саркози припомнили, как в декабре прошлого года он заявил, что в деле нравственного воспитания подрастающего поколения никакой школьный учитель не сможет полностью заменить священника. То обстоятельство, что президент решил лично встретить Папу в парижском аэропорту, также вызвало скепсис у социалистов и левой прессы – считается, что Саркози пытается укрепить свои позиции среди избирателей-консерваторов.
Казалось бы, президент светской республики сделал шаг навстречу религиозному лидеру. По логике вещей, и религиозный лидер должен ответить ему тем же – например, комплиментарно отозваться о том, как во Франции на практике реализуется принцип светскости государства. Однако Бенедикт XVI лишь подхватил рассуждения Саркози о «позитивном секуляризме», заявив, что государство должно осознавать, какое значение имеет религия для формирования «этического консенсуса» в обществе.
На Площади Инвалидов Папа клеймил современный мир, называя его «языческим». «Разве современность не породила собственных идолов? – задавал он вопрос верующим. – Разве деньги, жажда собственности, власти и даже познания не отвратили людей от их истинного предназначения?» А уже находясь в Лурде и обращаясь к французским епископам, Бенедикт XVI заявил, что Церковь ни в коем случае не должна причащать тех, кто развелся со своими супругами и, не аннулировав свой брак в Церкви, женился или вышел замуж снова. Между прочим, Николя Саркози, столь радушно встретивший Понтифика на французской земле, уже будучи президентом, развелся и женился вновь...
Подытожить папский визит можно одним предложением: по секулярной французской земле прошелся немецкий католический «танк».