Последние изменения в российском законодательстве в религиозной сфере не остались незамеченными и вызвали настороженную реакцию в журналистском сообществе. Суть поправок в Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятых Госдумой перед уходом на летние каникулы, сводится к замене фразы «правительство РФ» в тексте закона на фразу «уполномоченный орган исполнительной власти». Ряд православных журналистов высказали предположение, что эта замена связана с подготовкой воссоздания Совета по делам религий – органа, существовавшего в СССР и осуществлявшего контроль за религиозными организациями. Прозвучало даже опасение, что «создание госоргана по делам религий приведет к компрометации российского государства как лидера православного сообщества». «НГР» обратились к ответственному секретарю Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Андрею Себенцову с просьбой прокомментировать изменения в законодательстве.
– Андрей Евгеньевич, связаны ли последние поправки в Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» с возможным воссозданием Совета по делам религий?
– 23 июля нынешнего года президент Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации» № 160-ФЗ. Смысл и цель закона – освободить правительство от технических функций, с которыми могут самостоятельно справляться федеральные органы исполнительной власти, имеющие право выпускать нормативные акты. Эти органы определены указом президента Российской Федерации «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12 мая 2008 года № 724 с последующими уточнениями. Вместе с тем никакой связи с созданием федерального органа по делам религий данный акт не имеет.
– Значит, слухи безосновательны. Но тогда каким образом эти поправки коснутся религиозных объединений?
– Данный закон внес изменения в 132 законодательных акта, сняв необходимость в постановлениях правительства устанавливать то, что находится в пределах нормативного регулирования, осуществляемого одним органом. Вопросы, связанные с межведомственным взаимодействием, или те, которые не могут быть урегулированы актом одного ведомства, оставлены за правительством.
Внутриведомственные акты особенно хороши в тех случаях, когда исполнение их замыкается в пределах одного госоргана. К таким и относятся изменения, внесенные в пункт 8 статьи 11. Федеральный орган, принимающий решение о регистрации религиозных организаций, вполне может установить порядок проведения религиоведческой экспертизы для себя и своих территориальных органов. Это, кстати, и происходит у нас с 2004 года. То же касается довольно маргинальной статьи 13. Действительно, порядок регистрации, открытия и закрытия представительства иностранной религиозной организации, а также форма выдаваемого ей свидетельства могут устанавливаться без обращения в правительство. Отмечу, что в законе о свободе совести правительство упоминается неоднократно, в том числе в части установления порядка взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти при регистрации и ликвидации религиозной организации.