Если верить СМИ, то Пензенская область превращается в настоящий заповедник сектантов, затворников, одержимых проповедников грядущего апокалипсиса. Продолжается суд по делу Петра Кузнецова, в ноябре прошлого года завлекшего людей в землянку и оставившего в ней до весны. Пять книг Кузнецова оказались в опубликованном 4 августа Федеральном списке экстремистских материалов на основании решения Бековского районного суда Пензенской области от 30 марта 2008 года. Между тем 29 июля агентства Интерфакс и РИА Новости сообщили, что правоохранительные органы обнаружили новых затворников в поселке Победа на окраине Пензы. Так называемая Михайловская обитель отгорожена от мира забором и охраной. Двадцать человек, в основном женщины от 40 до 50 лет, называют себя «чадами старца Алексия» – схимонаха, похороненного на территории местной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Сектанты не признают Русскую Православную Церковь Московского Патриархата, а некоторые из них, по данным информагентств, открыто симпатизируют опальному епископу Анадырскому и Чукотскому Диомиду (Дзюбану).
Как сообщает местная пресса, в настоящее время у общины два лидера. Это бывший программист Александр Жуков, он же отец Рафаил, и бывший милиционер Григорий Алексеев, он же отец Гавриил. Последний, в частности, написал книгу – собрание чудес старца Алексия. В ней старец, например, исцеляет страждущих, а затем Бог сурово карает исцеленных за нежелание... передать общине квартиру.
В Пензенской епархии Интерфаксу сообщили, что книги о старце Алексии (а вышеупомянутая книга Алексеева – не единственное издание такого рода) не соответствуют основам православия и вводят в заблуждение верующих. Книги издаются в Москве и «активно распространяются по епархиям». Интересно, что значит «по епархиям»? В приходах и монастырях РПЦ? И что значит «активно»? С ведома или при попустительстве настоятелей?
СМИ предоставляют противоречивую информацию об учении общины. Интерфакс, ссылаясь на анонимный источник в правоохранительных органах области, сообщает, что сектанты верят в грядущую глобальную войну, знаменующую конец света. В войне должны погибнуть все, кроме тех, кто укроется в Михайловской обители. «Нами хотят управлять через ИНН. Теперь даже анализы нельзя сдавать. По ним вас можно найти в любом месте на Земле», – сообщила одна из сектанток, приехавшая из Краснодарского края, корреспонденту газеты «Молодой ленинец» (пусть название не вводит читателя в заблуждение – это не издание местного отделения Компартии). Женщина рисует сценарий грядущего апокалипсиса: большие города провалятся в пропасть, на Россию нападет Китай, и остановить его войска удастся лишь в прилегающем к поселку Победа лесу.
Информагентство Penza News, в свою очередь, сообщает, что никакого конца света сектанты не ждут. Несколько женщин, вышедших из-за ограды к журналистам, заявили: «Даже ангелы Господни не знают, когда наступит конец света».
В правоохранительных органах секту не считают общественно опасной. В то же время сектанты, по данным местного УВД, нарушают действующее законодательство, осуществляя без разрешительных документов строительство на территории обители. Кроме того, как сообщает все та же газета «Молодой ленинец», недавно в Пензе женщины в одежде, «похожей на монашескую», ограбили пенсионерку. Впоследствии была доказана причастность одной из них к Михайловской обители.
Выходит, Пензенская земля сегодня особенно щедра на сектантов? В действительности их здесь не больше и не меньше, чем в других российских регионах. Та же Михайловская обитель существует уже 10 лет. Просто на волне интереса к Петру Кузнецову и «пещерникам» пресса стала обращать пристальное внимание и на их «братьев по разуму». Современное российское православие на них богато. Так что поле для исследователей и журналистов открывается широкое.