Константинопольский Патриарх Варфоломей I в ближайшее время посетит столицу Украины в связи с празднованием 1020-летия Крещения Руси, более того – он собирается возглавить эти торжества. Это будет первый визит Константинопольского Патриарха в Киев в истории (хотя Варфоломей I уже был на украинской земле, встречаясь в частности с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Одессе в 1997 году). На официальном сайте Вселенского Патриархата в бюллетене от 30 июня сообщается, что константинопольская делегация во главе с Варфоломеем I едет в Украину не только по просьбе президента Виктора Ющенко, но и по приглашению Алексия II. Между тем в Московском Патриархате заявляют, что Варфоломея I в Киев не приглашали. При этом в РПЦ подтверждают готовность Алексия II посетить украинскую столицу. По сведениям источника «НГ» в Московской Патриархии, его визит в Киев начнется 26 июля.
Представитель секретариата президента Украины Юрий Богуцкий сообщил 3 июля о том, что в Киев на православные торжества выразили готовность приехать также Патриарх Иерусалимский Феофил III и Патриарх Александрийский Феодор II. Как и в случае с Константинопольским Патриархом, в Москве заявляют, что приглашали лишь представительские делегации от этих Восточных Церквей, а не их лидеров. Но, похоже, в Киеве не считаются с тем, кого хочет, а кого не хочет видеть РПЦ на праздновании 1020-летия Крещения Руси. Недовольство в Москве вызвали слова Богуцкого о том, что президент Виктор Ющенко при этом обязательно поднимет вопрос о создании единой поместной Украинской Православной Церкви, для чего сейчас имеется «историческая возможность».
Историческая возможность – это одновременное присутствие в Киеве глав трех из четырех древних Восточных Патриархатов, которые, как предполагается, прибудут в Киев 24 июля, когда откроется официальная часть торжеств. Авторитета Константинопольского, Иерусалимского и Александрийского Патриархов вполне достаточно, чтобы объявить о каноничности создания единой поместной Украинской Православной Церкви, как бы ни протестовал против этого Московский Патриархат. Из древних Церквей РПЦ в этом споре может поддержать разве что Антиохийский Патриархат.
Главная проблема, возникшая в связи с празднованием 1020-летия Крещения Руси, – это лоббируемое секретариатом Ющенко участие в нем представителей Украинской Автокефальной Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. Как сообщил сайту «Православие в Украине» 14 июля глава Отдела внешних церковных связей УПЦ МП архимандрит Кирилл (Говорун), Константинопольский Патриарх будет совершать совместные богослужения с митрополитом Киевским Владимиром (Сабоданом), причем в тех мероприятиях, где Патриарх Варфоломей будет принимать участие совместно с митрополитом Владимиром, исключается присутствие «иерархов раскольничьих групп». «Такова принципиальная позиция Константинополя», – заявил архимандрит Кирилл. По его словам, 27 июля на Владимирской горке в Киеве состоится совместное богослужение с участием Варфоломея I, Алексия II и митрополита Владимира (в Москве эту информацию пока не подтвердили).
Как ранее сообщил журналистам Юрий Богуцкий, 26 июля в соборе Св. Софии состоится молебен, «формат которого будет определен по результатам консультаций с Церковью». После этого Виктор Ющенко и Варфоломей I выступят на Софийской площади. О решимости Константинополя вмешаться в украинские церковные дела свидетельствует майская встреча делегации Вселенского Патриархата во главе с митрополитом Галльским Эммануилом (Адамакисом) с представителями Киевского Патриархата. В Москве возмутились по этому поводу, однако протест был фактически проигнорирован. Возможен большой межправославный скандал, последствия которого трудно предугадать. Не ведет ли Константинополь двойную игру?
На сторону Константинополя в украинском вопросе может встать Грузинская Православная Церковь во главе с Патриархом-Католикосом Илией II, у которой с РПЦ есть серьезные разногласия по поводу церковных дел в Абхазии. Даже Элладская Православная Церковь, которую традиционно считали в Москве союзником в дипломатической игре против Варфоломея I, при новом Архиепископе Афинском Иерониме II заметно взяла курс на сближение с Константинопольским Патриархатом. Представители всех этих Церквей также прибудут в Киев. Не следует ли насторожиться «дипломатическому ведомству» Русской Православной Церкви? Во всяком случае, перейти от гневных филиппик в адрес «раскольников» и Константинополя к более продуманной стратегии? Не лучше ли самой РПЦ дать независимость Украинской Церкви, чтобы она оставалась в дружественных отношениях с Москвой, нежели своим молчанием толкать ее в объятия Константинополя – главного конкурента Москвы и сильнейшего игрока на поле вселенского православия?