В минувшие выходные, 28–29 июня, в Москве состоялся Генеральный Синод Евангелическо-Лютеранской Церкви России Аугсбургского исповедания (ЕЛЦАИ). Это молодая протестантская церковная структура, возникшая в 2006 году и позиционирующая себя в духе «русского лютеранства». Президентом Генерального Синода является Владимир Пудов. Корреспондент «НГР» обратился к нему с вопросами о современном состоянии этой Церкви и перспективах учения Мартина Лютера в России.
– Владимир Сергеевич, что происходило на Генеральном Синоде? Для чего собрался этот высший церковный орган?
– Генеральный Синод – это кульминация в жизни Церкви. Совсем недавно, 17 июня 2007 года, мы провели учредительное собрание централизованной религиозной организации «Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского исповедания» и вот уже собираем Генеральный Синод. Причин здесь несколько. Когда в прошлом году мы проводили учредительное собрание, то по разным причинам не смогли избрать епископа нашей Церкви. Был избран только его первый заместитель, который и исполнял обязанности епископа. Теперь же все встало на свои места. Синод единогласно поддержал кандидатуру Владимира Кюнтцеля.
На учредительном собрании был принят Устав, необходимый для государственной регистрации, а он только регламентирует отношения Церкви с государством. Согласно этому Уставу предусматривается принятие и внутрицерковного Устава Церкви. Однако Церковь живет и по своим законам. Она отделена от государства, и ее внутренняя жизнь не должна интересовать государственные органы. Поэтому необходимо принимать два Устава: один для внешней жизни Церкви, а другой для регламентации внутренней жизни. И, конечно, эти Уставы не должны противоречить друг другу. Целый год после регистрации мы посвятили выработке правил, по которым должна жить наша Церковь, но утвердить эти правила может только высший орган, которым и является Генеральный Синод.
– Что вы можете сказать о положении возглавляемой вами Церкви? Увеличилось ли число входящих в нее общин с момента образования?
– Мы начали создавать новую Церковь не из каких-то амбиций, а только потому, что вновь создаваемые общины оказались не нужны действующим Церквам. Два года назад я даже давал интервью вашей газете, в котором говорил на эту тему (см. «НГР» № 13 от 02.08.06). Тогда у нас было три зарегистрированные общины, а на прошедшем Генеральном Синоде присутствовали представители уже от восьми официально зарегистрированных общин. Я бы сказал, что положение нашей Церкви в обществе после этого Генерального Синода кардинально изменилось. На Синод приехали три епископа Евангелическо-Лютеранской Церкви и официальный представитель епископа Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церкви, так что определенный прорыв произошел, нас стали признавать.
Более того, мы заключили на Синоде официальный договор с Евангелическо-Лютеранской Церковью Узбекистана, и ее глава, епископ Корней Вибе, принял участие в посвящении наших пасторов и дьяконов. Активное участие в работе Синода приняли епископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Казахстана Юрий Новгородов и епископ Единой Евангелическо-Лютеранской Церкви России Йозеф Барон, а также представитель епископа Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церкви Всеволода Лыткина.
– Каковы отношения с другими лютеранскими Церквами, действующими на территории России?
– Частично на этот вопрос я уже ответил. В России сейчас помимо нас зарегистрировано пять лютеранских Церквей. Официальные представители двух из них были на нашем Синоде.
Епископы Корней Вибе и Юрий Новгородов, несмотря на то, что они представляют Узбекистан и Казахстан, входят в состав российской лютеранской Церкви. Так что отношения очень разные – от полного принятия до игнорирования. Некоторые говорят, что вообще не знают такой Церкви, как наша. Но на этом Генеральном Синоде случился прорыв. Чтобы осмыслить его последствия, нужно время. Еще на прошлой неделе я мог бы точно ответить на этот вопрос, а теперь я даже не знаю что сказать. Генеральный Синод прошел очень успешно, и мы будем ждать результатов его работы.
– Каковы, по вашему мнению, современные перспективы учения отца Реформации, как называли доктора Мартина Лютера, в нашей стране?
– Я лютеранин, пришел к этому совершенно осознанно, и мне кажется, что Евангелическо-Лютеранская Церковь имеет в России хорошие перспективы, тем более что для этого есть исторические предпосылки. До революции Лютеранская Церковь была второй по численности христианской Церковью после Русской Православной Церкви, и вернуть ей по праву принадлежащее место – наша задача.
– Современный протестантизм довольно серьезно расколот между поборниками традиционного подхода к вопросам христианской морали и сторонниками либерализации церковной жизни, например пересмотра отношения к правам меньшинств. К какому лагерю вы себя причисляете?
– Вы знаете, на самом деле такого раскола нет. По крайней мере серьезного раскола. Все эти либеральные веяния к нам в Россию приносят пасторы с Запада. Как только этот пастор уезжает, так сразу забываются и его либеральные идеи. Но такая опасность есть, люди потихоньку могут привыкнуть, что грех – это норма. Так что, с моей точки зрения, по этому вопросу у нас пока раскола нет.
Уже много лет в нашем обществе идут бурные дискуссии по самым разнообразным вопросам, в первую очередь по отношению к людям с нетрадиционной ориентацией, по отношению к женщинам-священникам, по вопросу обучения религии детей в школе. Конечно, у всех нас есть по этим вопросам своя точка зрения. Но точку зрения всей Церкви может выразить только Генеральный Синод. Он постановил, что все пастырские должности в нашей Церкви должны занимать мужчины. Такова традиция, заложенная самим Иисусом Христом в древние времена. В то же время ЕЛЦАИ с уважением относится к выбору других христианских Церквей призывать на духовное служение женщин. Этот выбор не является препятствием для нашего братского общения – в отличие от рукоположения лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. Синод однозначно осудил гомосексуализм и его проявления в Церкви.
Кстати, должен отметить, что на Синоде обсуждалась и такая спорная тема, как введение в школьную программу предмета «Основы православной культуры». В частности, пастор Константин Андреев в своем выступлении подчеркнул, что для лютеран, придерживающихся Апостольского символа веры, факт преподавания всего, что связано с христианством, – скорее позитивное явление. Синод постановил, что введение в школьную программу религиозного образования не только допустимо, но и необходимо для духовного возрождения общества.