Иерархи Русской Православной Церкви раз в четыре года собираются в полном составе и выносят судьбоносные решения.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Меньше недели осталось до начала работы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Он пройдет в храме Христа Спасителя в Москве 24–29 июня. 10 июня открылся официальный сайт Собора. Объявлена аккредитация для прессы. Речь идет о вехе (как говорят на Западе – milestone) в жизни РПЦ. Соборы проводятся раз в четыре года и неизменно принимают принципиальные, подчас судьбоносные решения.
Так, в 2000 году Архиерейский Собор принял исправленный Устав РПЦ и утвердил «Основы социальной концепции РПЦ». Четыре года спустя Собор, по сути, дал добро на воссоединение Московского Патриархата с Зарубежной Церковью. Состоявшееся в прошлом году подписание Акта о каноническом общении двух частей некогда единой Русской Церкви – безусловно, главное событие «межсоборного периода». О нем в храме Христа Спасителя будут говорить немало. Тема единства Церкви вообще заявлена как лейтмотив соборных заседаний. Причем речь, как ожидается, должна пойти не только о единстве юрисдикционном, но и о единстве идейном.
Одна из основных интриг предстоящего Собора – ожидаемое появление на нем епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана). Четыре года назад его фигура не вызывала никакого интереса: мало кому известный архиерей из глубинки. Но за минувший год Диомид превратился в человека-знамя для православных националистов и ультраконсерваторов. Его открытые письма и обращения содержат показательный набор «правых» идей. Он критикует Патриарха и Синод за диалог с «инославными» и «иноверцами», за сотрудничество с «безбожной властью», его идеал – монархия, его мишени – глобализация, демократия и ИНН.
Все памфлеты Диомида распространяются правыми изданиями и СМИ (причем отнюдь не анадырскими), а сам иерарх остается за кадром, в далекой епархии, не имеющей даже веб-страницы. Теперь же спрятаться не выйдет. Или с открытым забралом выступить перед коллегами-епископами, или тихо сидеть в углу, признавая тем самым свою несостоятельность в борьбе за «правое дело». Не явиться в Москву нельзя. В Уставе РПЦ черным по белому написано: «Никто из архиереев – членов Архиерейского Собора не может отказаться от участия в его заседаниях, кроме случаев болезни или иной важной причины, которая признается Собором уважительной». Епископ Диомид молод и полон энергии. Его неявка будет расценена как явный демарш, за которым последует наказание.
Сами архиереи не должны (именно – не должны, хотя вполне могут) допустить того, чтобы епископ Диомид присутствовал на Соборе чисто номинально, бродил по храму Христа Спасителя, как тень отца Гамлета. Достаточно того, что на заседаниях Священного Синода в прошлом году имя Чукотского епископа не было упомянуто ни разу, а о брошенных им вызовах говорилось лишь вскользь. Собору стоило бы четко и недвусмысленно, путем голосования и принятия резолюции обозначить позицию Церкви по отношению к комплексу идей, выражаемых Диомидом. У Собора есть за что строго спросить с Чукотского иерарха. Почему по всей стране с его благословения издаются антисемитские листки и интернет-газеты? Почему он от своего имени публикует обращения «ко всем верным чадам Русской Православной Церкви», если это прерогатива Патриарха, Архиерейского Собора и Синода?
Между тем на сайте правой газеты «Русь Православная» появилось объявление о молитвенном стоянии, назначенном у храма Христа Спасителя на 24 июня. Цели стояния: поддержать епископа Диомида, выступить против глобализации, экуменизма, паспортов, медицинских полисов и социальных карт. На том же сайте опубликовано «Открытое письмо» клириков и монашествующих Анадырской и Чукотской епархии Алексию II. «Ни клир, ни миряне не примут нового епископа и будут отстаивать служение на Чукотской кафедре епископа Диомида», – говорится в письме.
Там же можно обнаружить и «Решение епархиального собрания Анадырской и Чукотской епархии» от 10 июня. В нем «совместное моление с католиками» Алексия II в соборе Нотр-Дам (Париж) названо предательством по отношению к православию. Епархиальное собрание настаивает на выходе РПЦ из Всемирного Совета Церквей и упразднении Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата как «наследия советского прошлого». На Чукотке недовольны «иудейскими праздниками» в Кремле, отсутствием графы «национальность» в российском паспорте и наличием в нем «антихристианской символики». Патриарх, по их мнению, должен встать на защиту паствы от генетически модифицированных продуктов, вакцинации, ИНН. Под документом стоит подпись епископа Диомида. От таких подписей он еще ни разу не открещивался. В Москву Чукотский владыка везет целый набор конструктивных предложений.
Патриарх Алексий II по случаю открытия официального сайта Архиерейского Собора обратился к православным пользователям интернета. «Для пользы единства церковного мы готовы обсуждать любые вопросы, – заявил он. – Православная Церковь открыта обществу, и у нас нет закрытых тем». Между тем куда более удобным форматом для обсуждения «любых вопросов» является не Архиерейский, а Поместный Собор. Ему, согласно Уставу РПЦ, принадлежит «высшая власть в области вероучения и канонического права». Участвуют в нем не только иерархи, но и представители духовенства, монашествующих, а также мирян. С 1990 года Поместный Собор не созывался. За это высшую иерархию РПЦ критикуют как православные «либералы», так и ультраправые. Им нужен форум, на котором они могут высказаться – и быть услышанными, хотят того иерархи или нет.
Когда читаешь открытые письма из далеких епархий, где верующие и клир борются с прививками и генно-модифицированными овощами, поневоле постигаешь одну из причин, по которым Поместный Собор не созывается. Иерархам, серьезным и занятым людям, очень не хочется собираться, слушать выступления, порой напоминающие параноидальный бред, и к тому же как-то на них реагировать, полемизировать, выносить резолюции. Удрученность иерархов низким культурным уровнем паствы по-человечески понятна. Но разве Церковь не в ответе за тех, кого приручила?
Стоило бы, пожалуй, издать документ, в котором четко и недвусмысленно было бы сказано, что прививки, уколы, страховые полисы, карточки пенсионного страхования и т.д. не противоречат учению Православной Церкви или вовсе не имеют к нему никакого отношения. Архиерейский Собор, уполномоченный «выражать пастырскую озабоченность проблемами современности» и «решать принципиальные богословские, канонические, богослужебные и пастырские вопросы», вполне мог бы это сделать. Сделает ли? Весьма сомнительно. В «межсоборный период» высокопоставленные иерархи РПЦ не раз и не два давали понять, что идеи в духе епископа Диомида – вполне нормальное для Церкви разномыслие. Они же нет-нет да и намекали на то, что демократию Церковь поддерживает вынужденно, а экуменизм для нее – своего рода политическая стратегия. «Это, конечно, нужно обсуждать», – заявляли иерархи. Вопрос: где обсуждать? На какой площадке? Поместный Собор ведь никто не созывает...
Впрочем, созыва Поместного Собора в обозримом будущем вполне можно ожидать. Почему? Дело в том, что теперь в заседаниях Архиерейского Собора РПЦ принимают участие иерархи Зарубежной Церкви. А они, разъясняя своей скептически настроенной пастве причины подписания Акта о каноническом общении, говорили, что окончательного единства удастся достичь лишь на Поместном Соборе Русской Церкви. В РПЦЗ ждут, что именно он даст ответ о приемлемости или неприемлемости экуменизма. Если в РПЦ хотят довести до ума проект объединения, то Поместный Собор рано или поздно придется созывать.
Может, о Поместном Соборе мы узнаем уже на следующей неделе? Ждать осталось недолго...