В конце мая Россию посетил кардинал Вальтер Каспер, президент Папского совета по содействию христианскому единству. 29 мая он встретился с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В патриаршей резиденции в Чистом переулке ватиканский гость вручил главе Русской Православной Церкви послание от Папы Римского Бенедикта XVI. Его текст уже на следующий день опубликовало католическое информагентство Zenit. Никаких откровений письмо Понтифика не содержит: Папа благодарит Алексия II за теплое отношение к Католической Церкви, напоминает о том, что католики и православные – «братья и друзья», а Патриарх – энтузиаст межцерковного и межрелигиозного диалога.
Гости из Ватикана – то кардинал Каспер, то кардинал Роже Эчегарай – неизменно привозят Алексию II «весточки» от Папы. Можно сказать, это стало «доброй традицией». Равно как и стандартный вопрос журналистов, на который папским эмиссарам приходится отвечать: «Когда же Алексий II и Бенедикт XVI встретятся лично?» Нередко кардиналы отвечают что-нибудь вроде «наши шаги навстречу убыстряются», и после этого СМИ трубят о «скорой встрече». На сей раз кардинал Каспер был сдержан. Он заявил, что такая встреча возможна лишь тогда, «когда наступит подходящее время». «Я не пророк и не хотел бы называть конкретные сроки, – приводит его слова агентство «Интерфакс-религия». – В настоящее время это не главный вопрос».
Кардинал Каспер подчеркнул, что во взаимоотношениях двух Церквей пока не все идеально, говорил о «недопонимании, предвзятости, игнорировании друг друга» и проблеме «первенства Римской кафедры в Церкви». В свою очередь, в Московском Патриархате уже не раз отмечали, что встреча Алексия II и Бенедикта XVI (возможности которой никто не исключает) не должна быть «встречей для телекамер». Напротив, она призвана отражать некий принципиальный сдвиг во взаимоотношениях двух Церквей. «Совместная борьба за христианские ценности» таким сдвигом, по-видимому, считаться не может.
РПЦ, в частности, беспокоит миссионерская деятельность украинских греко-католиков (униатов). Эта проблема довольно остро обозначилась в начале 90-х годов, и по сей день Ватикан не предпринял никаких шагов для ее решения. Еще одна неприятность приключилась с православно-католическим диалогом в октябре прошлого года в итальянской Равенне. Православные и католики собрались обсудить богословские вопросы. Константинопольский Патриархат пригласил на встречу представителей Эстонской Апостольской Церкви, не признанной РПЦ. В итоге делегация Московского Патриархата была вынуждена покинуть заседание, а католики приняли вместе с оставшимися православными итоговый документ. В нем, по сути, утверждается первенство Константинополя в православном мире.
В интервью интернет-порталу Богослов.ру Вальтер Каспер заявил, что Католическая Церковь не намерена вмешиваться во взаимоотношения Москвы и Константинополя. Дескать, пусть сами разбираются. В то же время он заверил, что католики не будут продолжать диалог с православными «без участия Русской Православной Церкви». Впрочем, как сообщил «НГР» секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям священник Игорь Выжанов, на встрече с Алексием II кардинал Каспер не говорил о том, что диалог без РПЦ продолжаться не будет. «Он дипломатично соглашался с Патриархом, когда Святейший говорил о том, что диалог без РПЦ как самой многочисленной Церкви обесценивается, – утверждает Выжанов. – Никаких заявлений он не делал».
Как сообщают российские информагентства, Алексий II в беседе с Вальтером Каспером коснулся и темы украинских униатов. Игорь Выжанов в прошлом году на страницах нашего издания (см. «НГР» № 6 от 04.04.07) высказал мнение, что Ватикан едва ли может воздействовать на «мессианское сознание» украинских греко-католиков. Стоит ли вообще поднимать в беседах с представителями Ватикана этот вопрос, если Святой Престол не контролирует ситуацию с униатами? Этот вопрос корреспондент «НГР» адресовал Игорю Выжанову. «Думаю, что стоит, – ответил он. – Коль скоро эти люди находятся в юрисдикции Ватикана, то пусть он и покажет свою реальную власть. Иначе в чем смысл признания униатами власти Римского Папы?»
«Оттепель» во взаимоотношениях РПЦ и Ватикана постепенно превращается в своеобразное «медиаклише». Но в чем проявляется эта «оттепель»? Разве при Папе Иоанне Павле II (и даже до него) кардиналы Католической Церкви не встречались с иерархами РПЦ? Разве православные и католики не устраивали совместные конференции? Встречались и устраивали. Признаки «потепления» не столь уж очевидны в отличие от проблем, которые остаются неизменными.