За восемь лет президентского правления Владимира Путина дискуссия о преподавании конфессионально ориентированных предметов в школе стала постоянным фоном взаимоотношений между государством и религиозными организациями. «Основы православной культуры» (ОПК) – это бальзам на душу для одних, вечное пугало для других, для журналистов же – вроде любимой мозоли, к обсуждению которой они возвращаются вновь и вновь. Прими государство какое-нибудь однозначное решение – ввести ли ОПК повсеместно или, наоборот, исключить этот предмет из школьных программ – и станет не о чем спорить, некого критиковать, незачем писать открытые письма и собирать подписи.
На сегодняшний день дело с «Основами православной культуры» и другими конфессиональными предметами обстоит так. Де-факто они преподаются в рамках регионального и школьных компонентов образования. Но их отменят в ходе начинающейся реформы всей системы, которая оставит лишь один компонент – общефедеральный. Это уже дело решенное. Вопрос состоит в том, будут ли заложены конфессионально ориентированные предметы в новые стандарты. РПЦ предлагает сделать именно так (попутно легализовав практику преподавания ОПК, которую до этого в Минобрнауки скорее терпели, чем одобряли) и назвать соответствующий блок предметов «Духовно-нравственной культурой» (ДНК). Под этой общей шапкой можно преподавать и православную культуру, и исламоведение (чтобы не возмущались мусульмане), и этику (чтобы успокоить атеистов и скептиков). Но выбранный школьником предмет будет обязательным для посещения ни много ни мало со 2-го по 11-й класс! Кроме того, в Минобрнауки не собираются отказываться от курса «Истории мировых религий», который преподается со светских позиций.
Школьнику не так важно, поведут ли его на ОПК, ДНК, ИМР или вообще на «духовное краеведение». Главное, что поведут. Существенную разницу между этими аббревиатурами видят только чиновники да церковные иерархи, которым важно доложить начальству об успехе именно своего, а не конкурирующего проекта. Вообще если лоббирование «Духовно-нравственной культуры» – это форма миссионерской деятельности Церкви, то форма весьма странная. Идея «нести свет Христов» в общеобразовательные школы давно уже попала в «жернова бюрократизма» с присущим ему праздником аббревиатур.
21 марта в Москве состоялась пресс-конференция представителей Минобрнауки и РПЦ, на которой выступил заместитель министра образования Исаак Калина. «Антипод образованию – невежество, неважно в какой области. Невежество в области знания религий не отличается от любого другого, – заявил Калина. – Думаю, что все, что работает на лучшее понимание людьми других людей, имеет право быть в школе. То, что может вызывать у детей неприязнь к другим людям, в школе быть не должно».
Прекрасные слова, но никакой конкретики. Будет ли «Духовно-нравственная культура» включена в общефедеральный стандарт, осталось непонятным. Ясно только, что необходимых преподавательских кадров нет даже у РПЦ. По прошлогодним данным Общественной палаты, школьные курсы конфессионального характера в России посещают «ориентировочно» 700–800 тыс. учащихся, и соответственно не менее 20–30 тыс. учителей заняты их преподаванием (см. «НГР» № 11 от 04.07.2007). А теперь по словам Александра Кондакова, научного руководителя авторского коллектива разработчиков школьного образовательного стандарта нового поколения, для преподавания курсов в рамках ДНК нужно не менее 300–500 тыс. учителей. То есть на порядок больше, чем есть сегодня! Понятно, что для реализации своей мечты – обязательного преподавания «Основ православной культуры» – в РПЦ могут сильно напрячься и в стахановском темпе выдать необходимые кадры. А вот преподавать милую душе атеиста этику, похоже, будет некому.
Впрочем, в Минобрнауки еще могут если не отказаться от проекта «Духовно-нравственной культуры», то спустить его «на тормозах». Тогда последует вал открытых писем к президенту от лица православной общественности. Только адресатом будет теперь не Владимир Путин, а Дмитрий Медведев. И если Владимир Владимирович мог на них особо не реагировать, то для Дмитрия Анатольевича вся эта эпопея с ОПК-ДНК-ИМР – вопрос профессиональный (до избрания президентом он руководил комиссией по вопросам религиозных объединений в правительстве РФ). Кроме того, новая «первая леди» Светлана Медведева возглавляет попечительский совет программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». За эту деятельность она получила от Алексия II патриарший знак отличия. Так что неформальный подход к президенту у РПЦ имеется...