Оппозиция в Турции нанесла ожидаемый удар правящей Партии справедливости и развития (ПСР), обвинив ее в попытках пересмотреть светские устои государства. Главный прокурор Кассационного суда Абдуррахман Ялчинкая 14 марта направил в Конституционный суд письмо с требованием о закрытии ПСР, которую возглавляют президент Турецкой Республики Абдулла Гюль и премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган. Для закрытия политической партии необходимо согласие 7 из 11 судей, входящих в комиссию Конституционного суда. За годы существования Турецкой Республики в ней были закрыты около тридцати политических партий. Партия справедливости и развития считается политической наследницей исламистской Партии добродетели, запрещенной Конституционным судом в июне 2001 года.
Документ также содержит требование запретить лидеру партии, премьер-министру Турции Эрдогану, президенту Абдулле Гюлю и еще 69 ее видным членам заниматься политической деятельностью в течение ближайших пяти лет.
На следующий день прошло экстренное заседание правящей Партии справедливости и развития. Лидер партии и премьер- министр Турции Реджеп Эрдоган заявил на заседании о реальной опасности дестабилизации обстановки в стране: «Требования признать незаконной деятельность правящей партии несправедливы по отношению к Турции и выгодны тем силам, которые хотят погрузить страну в пучину хаоса. Народ наделил нас полномочиями по итогам парламентских выборов. Мы продолжим начатые нами демократические и экономические реформы в стране».
Еврокомиссар по расширению ЕС Олли Рен в тот же день подверг критике как не соответствующей нормам европейской демократии попытку генеральной прокуратуры Турции добиться запрета правящей партии. При этом дипломат воздержался от прямого ответа на вопрос, способны ли действия турецкой генпрокуратуры осложнить перспективы сближения Турции с Европейским Союзом, членом которого эта страна стремится стать. «В нормальной европейской демократии политические вопросы обсуждаются в парламенте и решаются на избирательных участках, а не в залах суда», – заявил Олли Рен агентству Reuter.
Демарш прокурора стал очередным звеном в долгой цепочке противостояния правящей Партии справедливости и развития и оппозиционной Республиканской народной партии. Возглавив государство в результате парламентских и президентских выборов весной и летом 2007 года, ПСР, как ее определяют эксперты, партия «умеренных исламистов», инициировала ряд изменений в Конституции страны, прежде всего отмену запрета на ношение женского головного убора – хиджаба (по-турецки «чаршаф») в государственных и учебных заведениях. Соответствующая поправка была принята Меджлисом (парламентом) 9 февраля.
Оппозиция высказывала опасение, что легитимация хиджаба в госучреждениях приведет к принуждению женщин к повсеместному ношению этого мусульманского головного убора. Ответные действия сторонников последовательного отделения религии от государства не заставили себя ждать. 11 марта Госсовет Турции приостановил действие нового закона.