Из всех постов, которые Православная Церковь предписывает соблюдать верующему человеку, Великий пост, продолжающийся семь недель накануне Пасхи, – самый строгий и при этом, если можно так сказать, самый популярный. Именно сейчас, в марте–апреле, в ресторанах появляется постное меню, тогда как в Петров пост или в Рождественский пост подобных услуг заведения общепита верующим оказывать не собираются.
Как и все события православного календаря, Великий пост имеет прежде всего духовный смысл: верующие готовят себя к празднованию Воскресения Христова, для чего очищают и душу, и тело. Однако религиозная составляющая не отменяет чисто физиологической, с точки зрения которой Великий пост – это строгая диета, которая приходится аккурат на обедненную витаминами раннюю весну. Впрочем, поститься можно по-разному. Одни, признавая духовный смысл поста, сквозь пальцы смотрят на соблюдение его правил, например, воздерживаются от мяса, но не от алкоголя. Или отказываются и от того, и от другого, но только в последнюю постную неделю. «Все можно, только людей не ешьте», – это расхожее рассуждение о Великом посте приписывается различным известным в православном мире людям. Подобным образом постится значительная часть наших сограждан. Другие подобных отступлений не признают и только строгий пост считают полноценной жертвой Богу. Скрупулезное следование церковным правилам становится залогом «стояния в вере», причем в православных семьях так или иначе постятся все от мала до велика.
Именно это обстоятельство заставило главного санитарного врача России Геннадия Онищенко высказаться по поводу соблюдения поста детьми. Он не рекомендовал им поститься, так как это исключает употребление животного белка. «Отсутствие в рационе белка во время поста, то есть в течение почти полутора месяцев, останавливает рост детского организма», – передает слова Онищенко агентство «Интерфакс-религия». Взрослому человеку, по его мнению, поститься «даже полезно». При этом сам Онищенко постится строго все семь недель. В желании лишить детей их православных традиций его не упрекнешь.
Церковь на заявление санитарного врача отреагировала быстро в лице сотрудника Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священника Михаила Прокопенко. Он призвал не путать пост с диетой и объяснил, почему соблюдать его детям все-таки нужно. «Да, несомненно, дети, особенно маленькие, должны вкушать скоромное во время поста, но это не значит, что пост для них должен отсутствовать как таковой», – говорит священник. В качестве примера для подражания он привел семьи, где детей во время поста ограничивают только в сладостях или в просмотре мультфильмов. «Никакому здравомыслящему человеку не придет в голову налагать на детей те же ограничения, которые обычно в это время налагаются на трапезу взрослых людей», – заключил Михаил Прокопенко.
От негативного образа организации, лишающей детей полноценной пищи, Церковь открестилась. Осталось донести эту точку зрения до своей же паствы. Ведь известны случаи, когда в своем религиозном рвении верующие лишают мясной пищи не только себя и свою семью, но и домашних животных... Хочется верить, что эта крайность не имеет широкого распространения. Не то чтобы жалко кошек и собак, просто об особой осведомленности в вере это не свидетельствует. Что же касается детей, то тот вариант Великого поста, который священник Михаил Прокопенко считает «облегченным», на самом деле для них может обернуться настоящей мукой. Как правило, ребенок с радостью откажется от супа, которым его чуть ли не принудительно каждый день кормят эти глупые взрослые. Но стоит родителям лишить свое чадо вечернего просмотра мультфильмов – и их жизнь превращается в настоящий ад. Во всяком случае, симпатий к религии ребенку это вряд ли прибавит.