Деятельность московского православного священника Даниила Сысоева, возможно, станет предметом проверки со стороны правоохранительных органов. В распоряжении «НГР» оказался текст заявления, которое мусульманская журналистка Халида Хамидуллина 17 января подала в прокуратуру города Москвы «в связи с оскорблением чувств верующих мусульман, разжиганием вражды по признаку религиозной принадлежности, выразившимся в систематическом публичном выражении оскорблений служителем РПЦ иереем Даниилом Сысоевым ислама как мирового вероучения». Хамидуллина пишет, что Сысоев «в пропаганде своей идеологии запугивает граждан своей страны исламом, кощунственно называет религию десятков коренных народов России зеленой чумой». Она также приводит цитаты из книг Сысоева, негативно характеризующие ислам, со ссылками на страницы его книг и просит привлечь его к уголовной ответственности.
Корреспондент «НГР» связался с Халидой Хамидуллиной, которая рассказала, что несколько раз общалась с Даниилом Сысоевым, в частности присутствовала на публичной дискуссии между ним и бывшим священником РПЦ, принявшим ислам, Вячеславом Али Полосиным в 2005 году. «Я тогда удивилась, почему Сысоев так оскорбительно отзывается об исламе, – сказала Хамидуллина в ответ на вопрос о причинах подачи заявления в прокуратуру. – Позже я увидела на сайте Сысоева приглашение на презентацию его книги «Брак с мусульманином». На презентацию книги я не пошла, но была обескуражена его формулировками, например: «Древний враг может без боя войти в стены наших крепостей». Когда же сам Сысоев пришел к мусульманам на празднование Сабантуя, то я спросила его: «Как вы могли прийти сюда, ведь вы не признаете ислам, позволяете себе экстремистские высказывания в адрес мусульман?» На что он с радостью ответил: «Если это экстремизм, то мы экстремисты». Как вы думаете, откуда берутся у нас в стране исламофобские, антисемитские, антисектантские настроения? – риторически спрашивает Хамидуллина. – Они не появляются просто так, а провоцируются сознательно».
Со своей стороны, священник Даниил Сысоев в разговоре с корреспондентом «НГР» сообщил, что не получал никаких уведомлений из правоохранительных органов, а о заявлении Хамидуллиной узнал от знакомых. «Цитаты из моих книг, которые она приводит, вырваны из контекста и дополнены собственными домыслами, но сами по себе они точные. Они отражают отношение православного вероучения к исламу, каким оно сложилось за 13 веков», – говорит священник.
«Что значит экстремизм? – отвечает Сысоев на просьбу прокомментировать обвинения в свой адрес. – Насколько я понимаю, это призывы к преследованию представителей другой конфессии на религиозной почве. Если бы я призывал к ограничению мусульман в правах, к насилию по отношению к ним, это было бы экстремизмом. Но ничего подобного у меня нет. Я оцениваю данную религию с точки зрения православного священника. Конституция гарантирует мне право на исповедание моей веры, в том числе на исповедание отличий моей веры от любой другой – ислама, буддизма или шаманизма. Настоящий межрелигиозный мир возможен при условии знания противоречий между различными религиозными учениями, умении отстоять свою правоту, но не путем насилия, а с помощью слова. Если называть христианскую оценку другой религии или конфессии экстремизмом, то надо будет запретить и Библию, так как она насквозь пронизана духом «экстремизма» в понимании Хамидуллиной. Ведь я не призываю к запрету Корана, хотя в нем есть действующие нормы преследования инакомыслящих, которые применяются в исламских странах. Хочу сказать, что и сама Хамидуллина позволяет себе оскорбления по отношению к Русской Православной Церкви в своих статьях. Я не думаю, что все исламское сообщество поддержало бы госпожу Хамидуллину в ее начинании».
В настоящее время заявление Хамидуллиной принято к производству. Но если дело дойдет до суда, то, какой бы вердикт ни был вынесен, одна из сторон всегда останется недовольной. Если спроецировать происходящее на взаимоотношения между православием и исламом в нашей стране, то такой процесс обещает стать опасным сигналом всему российскому обществу.