Капитан ледового буксира "Свитцер Корсаков", захваченного пиратами 1 февраля в Аденском заливе (у восточного побережья Африки), в воскресенье вышел на связь с головным офисом компании "Свитцер вайс Мюллер", находящимся в Сингапуре. Капитан сказал, что судно находится в порту города Могадишо, столицы африканской республики Сомали. "Весь экипаж на борту, никто не пострадал. Угрозы жизни нет. Все живы и здоровы", сообщили "Интерфаксу" в филиале компании на Сахалине.
Пока местные власти никак не отреагировали на появление чужого корабля, и никто из официальных лиц Могадишо на борт не поднимался. Экипаж - четверо россиян с острова Сахалин и двое подданных британской короны - судя по всему, по-прежнему находится в руках пиратов.
В беседе с "Интерфаксом" сотрудник "Свитцер вайс Мюллер" пояснил, что сингапурский офис компании как раз "решает вопрос об освобождении буксира". Родственников моряков держат в курсе событий. Экипаж обеспечен продуктами питания и топливом, добавил источник.
"Свитцер Корсаков" - один из двух буксиров, следовавших из Санкт-Петербурга в Сахалин через Сингапур. Корабли должны были участвовать в энергетическом проекте "Сахалин-2". 1 февраля в 13:17 по Гринвичу иностранный буксир был захвачен в прибрежных водах Сомали. «Из района полуострова Сомали, Аденский залив, был получен сигнал о захвате судна, поданный экипажем многоцелевого ледового буксира «Свитцер Корсаков», ≈ сообщили в портовых структурах Сахалина. На судне находились два гражданина Великобритании (капитан судна и старший механик), а также четыре гражданина России (мастер, второй механик и два матроса) - Николай Березовский, Алексей Личкунов, Петр Симочкин и Евгений Комков.
Вскоре после того, как пираты взяли на абордаж сахалинский ледовый буксир, они разрешили капитану судна на две минуты выйти в эфир. Сигнал о чрезвычайной ситуации с «Корсакова» поступил сразу в несколько мест (обычно - в международные центры по борьбе с пиратами, на мобильные телефоны ответственных лиц и т.д.). Сигнал получил в том числе и второй буксир - "Свитцер Буссе", следовавший в некотором отдалении от "Корсакова". Его экипаж немедленно проинформировал о случившемся судовладельца. Позже о захвате были оповещены также Ространснадзор и флот НАТО.
Комментируя произошедшее, помощник главнокомандующего Военно-морского флота Игорь Дыгало отметил, что участившиеся пиратские нападения на российские суда подтверждают "правильность курса военного руководства РФ и главного штаба ВМФ на возобновления присутствия российских боевых кораблей во всех регионах Мирового океана, особенно в районах интенсивного рыболовства и судоходства". Согласно докладу Международного морского бюро, у берегов Сомали за прошлый год пираты напали на 31 корабль.
По мнению президента Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петра Осичанского, «буксир «Свитцер Корсаков», вероятнее всего, был захвачен с целью выкупа, поскольку никаких грузов не перевозил. Обычно в таких случаях компании-судовладельцу удается договориться с пиратами, поэтому существует очень большой шанс, что ситуация с захватом разрешится благополучно».
У африканского побережья до сих пор распространено пиратство: по нападениям на гражданские суда этот район стоит на первом месте в мире. Причем, как рассказал "Интерфаксу" руководитель Сахалинского филиала ОАО "Приморское морское пароходство" Юрий Синев, часто пиратами оказываются представители госструктур. Так например, в 2005 и в 2007 гг. российские танкеры были атакованы офицерами береговой охраны государства Гвинея. Тогда пираты требовали у экипажа денег, положив капитана перед автоматами на палубе. Несмотря на угрозу нападения, морякам, отправляющимся в плавание по опасным районам, не дают огнестрельного оружия - у них есть только дубинки и наручники. "Еще лет 20-30 назад принята резолюция IMO, которую также подписал Советский Союз, - пояснил Синев. - Согласно этому документу, экипажи гражданских судов на борту не должны иметь оружия. Логика проста: если пираты будут знать, что экипажи вооружены, они будут не захватывать их, а расстреливать".
На прошлой неделе СМИ распространили информацию о пропаже российского корабля «Капитан Усков» в Южно-китайском море. Судно не найдено до сих пор, и его исчезновение также вполне может быть делом рук «пиратов XXI века». Судно «Капитан Усков», выполняющее рейс Находка-Гонконг, вышло в плавание 15 января и уже должно было прибыть в порт назначения. Однако контролирующие службы не смогли связаться с бортом сухогруза. Последнее сообщение с него было получено, когда корабль находился в районе 212 миль от китайского порта Шанхай в точке с координатами 31 градус 40 минут северной широты, 125 градусов 58 минут восточной долготы.