Сегодня в Москве на Троекуровском кладбище будут отданы последние почести главе Российской фонографической ассоциации (РФА) Вадиму Ботнарюку. 15 января неизвестные напали на него и нанесли несколько ударов металлическим предметом по голове. Несмотря на усилия врачей больницы им. Боткина, причиненные травмы оказались несовместимыми с жизнью. Соратники Вадима Ботнарюка связывают его гибель с резко обострившейся в последнее время конкурентной борьбой на рынке смежных прав.
Причина обострения, по версии представителей РФА, в том, что с 1 января 2008 года организации, действующие на рынке смежных прав, должны получить государственную аккредитацию. Тем, кому будет отказано, придется прекратить свою деятельность. На данный момент РФА является главным претендентом (это признают даже конкурирующие организации) на получение аккредитации. «Наша компания объединяет около 80% всего каталога ведущих производителей фонограмм и исполнителей, имеет значительный опыт работы, – сказал корреспонденту «НГ» председатель правления РФА Юрий Слюсарь. – Остальные компании выглядят менее представительно и этот недостаток пытаются восполнить агрессивным к нам отношением». По его словам, Вадиму Ботнарюку неоднократно угрожали. Январское нападение на него – не первое. При схожих обстоятельства главу РФА жестоко избили 26 октября 2007 года, но тогда он выжил.
«Имели место попытки рейдерского захвата нашей компании, – подчеркнул Юрий Слюсарь. – Хотели подменить учредительные документы и сместить руководство PФА». Однако он не стал раскрывать, кто это делал. «Называть не буду, так как это компетенция правоохранительных органов, пусть они разбираются», – сказал представитель РФА.
Адвокат специализированной юридической компании по защите интеллектуальной собственности Ирина Тулубьева также допускает, что гибель главы РФА может быть связана с его профессиональной деятельностью. По ее словам, сейчас обстановка в этой сфере весьма сложная. Чтобы четче в ней разобраться, нужно вникнуть в два понятия – владелец авторских прав и владелец смежных прав. «Авторские права – это права авторов на произведение, – пояснила адвокат. – А смежное – это право артиста и фонографиста на фонограмму». По ее словам, ситуация в сфере авторского права обстоит более или менее благополучно – выплатами положенных авторам отчислений занимается Российское авторское общество, которое объединяет более 20 тыс. российских авторов и представляет интересы более миллиона зарубежных. «По крайней мере нет вопросов, кому собирать вознаграждение для авторов, механизм этот существовал еще с советских времен», – отметила Ирина Тулубьева.
Понятие смежных прав появилось в российском законодательстве в 1992 году. Сбором причитающихся денег для владельцев смежных прав занимаются самые разные организации. «Здесь порядка меньше, – отмечает Ирина Тулубьева. – Собранные деньги в основном оседают в карманах сборщиков». При этом сослалась на собственную практику. «Наша юридическая компания представляет интересы таких артистов, как Валерия, Олег Митяев, Эдита Пьеха, нескольких оркестров, – рассказала адвокат. – Наши артисты заключили много лет назад договоры с одной из таких организаций-сборщиков, но денег не получили ни копейки. Это при том, что – возьмите хотя бы Валерию – ее песни идут во всех рейтингах, хит-парадах ведущих радиостанций. Реакция на наши обращения нулевая». По словам Ирины Тулубьевой, на этом фоне РФА заметно выделяется в лучшую сторону. «Во-первых, она представляет очень большой сегмент правообладателей, – подчеркнула она. – Во-вторых, здесь есть реальные выплаты правообладателям, есть отчетность. Шансы быть аккредитованной у нее, конечно же, реальные».
Адвокат Ирина Тулубьева считает, что аккредитация не решит проблему в полной мере, так как для нечистых на руку людей в этой сфере масса возможностей для злоупотреблений, так как регулирующие правовые нормы недостаточны. «К примеру, если артист в течение трех лет не востребовал свои деньги, они оседают в карманах организаций, – привела пример она. – А он, может, живет за границей, и его намеренно не извещают о сборах».
Ирина Тулубьева признает, что на рынке смежных прав вращаются гораздо меньшие деньги, чем на рынке авторских прав. «Тем не менее речь идет как минимум о миллионах долларов, и желающих заработать на этом немало», – считает она. Юрий Слюсарь, оценивая емкость этого же сегмента, от прямого ответа ушел, но сослался на «сопоставимый» опыт таких стран, как Франция и Италия. «Это от 60 до 100 миллионов евро», – отметил он.
Правоохранительные органы пока не дали ответ на вопрос, жертвой чьих рук стал Вадим Ботнарюк. В официальных сообщениях говорится, что возбуждено уголовное дело, ведется следствие.