Замдиректора ФСКН Александр Федоров (справа) попросил комитет по здравоохранению разобраться с ажиотажем на лекарства.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Вчера заместитель директора Федеральной службы РФ по контролю за наркотиками (ФСКН) Александр Федоров вынужден был собрать пресс-конференцию, чтобы опровергнуть слухи о введении рецептурной продажи таких популярных медицинских препаратов, как валокордин, корвалол и пенталгин. Ажиотажный спрос на эти медикаменты в ряде городов России был вызван вступившим в силу постановлением правительства об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ. По слова замдиректора, эта ситуация возникла из-за неправильного понимания сути постановления.
Новое постановление породило настоящую панику среди аптечных работников и потребителей популярных сердечных средств – валокордина и корвалола. В прессе появились сообщения о том, что отныне эти препараты из-за содержания в них фенобарбитала будут исключены из безрецептурной продажи. Самый сильный ажиотаж наблюдался в аптеках Санкт-Петербурга, где заявления возможных изменениях в правилах продажи лекарств делали не только представители СМИ, но и чиновники.
Ранее начальник управления комитета Санкт-Петербурга по здравоохранению Татьяна Богданова сообщила журналистам, что ряд медпрепаратов в аптеках Петербурга с 15 января можно приобрести только при наличии рецепта врача. По ее словам, список лекарств, отпускаемых по рецепту, дополнен, в частности, корвалолом, валокордином и пенталгином. «Это сделано согласно федеральному постановлению, которое регулирует продажу лекарств, содержащих сильнодействующие вещества. Правда, надо отметить, что в названных препаратах их содержание незначительно», – заявила чиновник.
Как рассказал вчера на пресс-конференции замдиректора ФСКН Александр Федоров, паника была порождена неправильным толкованием постановления со стороны ответственных работников ряда регионов, в первую очередь Санкт-Петербурга. Между тем, по словам Федорова, никакого запрета на безрецептурную продажу сердечных капель с малым содержанием запрещенного вещества фенобарбитала не поступало.
Комментируя слухи о том, что новое постановление правительства «О сильнодействующих и ядовитых веществах» может ввести рецептурную форму продажи этих лекарств, Федоров заявил, что в ряде регионов ошибочно посчитали, что это постановление приведет к тому, что некоторые лекарственные препараты, в которых в малых дозах содержатся сильнодействующие ядовитые вещества, будут ограничены в обороте. «Постановление от 29 декабря 2007 года № 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта)» говорит о том, что устанавливаются списки веществ для целей Уголовного кодекса, но не для целей фармацевтической промышленности. Речь идет исключительно о незаконном обороте этих веществ.
Александр Федоров отметил, что для аптечных сетей схема закупки медикаментов в связи с выходом постановления не изменится. «Для таких изменений нужны основания. В документах, которые приняты, таких оснований не усматривается», – заявил замдиректора ФСКН. Те лекарственные препараты, которые в настоящее время продаются без рецептов, но содержат в своем составе незначительное количество сильнодействующих и ядовитых веществ, по словам представителей ФСКН, будут реализовываться в прежнем порядке, безрецептурно. «Корвалол, валокордин как были в свободной продаже так и будут оставаться в свободной продаже, в доступных для населения формах, – заверил Федоров, – этих лекарств нет в приказе Минздрава, который регламентирует отпуск лекарственных средств по рецепту».
Александр Федоров добавил, что попросил начальника управления ФСКН России по Санкт-Петербургу связаться с губернатором и комитетом по здравоохранению и разобраться в ситуации с ажиотажем на перечисленные лекарства в питерских аптеках. «Какие-то эксцессы на местах всегда могут быть, но надо их вовремя исправить», – подытожил свое выступление Федоров.