В конце минувшего года Священный Синод Русской Православной Церкви (РПЦ) собрался на очередное заседание. Судя по журналам заседания, ничто не нарушает спокойную и размеренную жизнь Московского Патриархата. Канонизируются новомученики. С размахом празднуются юбилеи церковного значения. Укрепляются межцерковные связи. Взаимодействие с государством тоже поставлено на широкую ногу.
Лишь конфликт с Румынской Церковью портит иерархам РПЦ праздничное настроение. На заседании Синода глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) докладывал об итогах переговоров с румынской делегацией в Троянском монастыре в Болгарии. Синод Румынского Патриархата в октябре 2007 года постановил открыть на территории Молдавии три собственные епархии. В Бухаресте территорию Бессарабии считают своей «вотчиной», утраченной после 1940 года. В Москве это решение однозначно осудили. Молдавию РПЦ считает своей канонической территорией.
Однако на переговорах в Болгарии 22 ноября стороны ни о чем не договорились. Румыны стоят на своем, Москва – на своем. Синод РПЦ в связи с этим «выразил глубокую озабоченность», но признал необходимым продолжить переговоры. Между тем правительство Молдавии и президент Владимир Воронин взяли сторону Московского Патриархата. Уже в новом году из страны были выдворены четверо румынских священников и одна монахиня. Созданная на молдавской территории Бессарабская митрополия Румынского Патриархата обещает подать на власти страны иск в Европейский суд по правам человека. Власти, в свою очередь, грозят пересмотреть решение о регистрации митрополии.
В октябре делегация РПЦ покинула православно-католическую конференцию в Равенне, тем самым отреагировав на участие в форуме представителей не признанной Московским Патриархатом Эстонской Апостольской Церкви. С тех пор взаимоотношения РПЦ с Константинополем, спровоцировавшим скандал, далеки от нормы. Иерархи Московского Патриархата, выражаясь синодальным церковно-бюрократическим языком, могли бы «иметь о них суждение». Однако никаких «суждений» они не имели, обошли тему молчанием.
Между тем принятый в Равенне документ, по сути закрепляющий за Константинопольским Патриархом статус неформального лидера православного мира, опубликован. Константинополь доволен. Ответный ход за Москвой. Но «синодалы» ждут, пока Константинополь и Ватикан одумаются и признают документ недействительным в отсутствие подписи делегатов РПЦ. Ждать этого можно очень долго.
На заседании Синода митрополит Кирилл также рапортовал об успешной поездке в Италию 3–7 декабря, о встречах с Папой Римским Бенедиктом XVI и госсекретарем Ватикана кардиналом Тарчизио Бертоне. Уже после Нового года в интервью журналу Der Spiegel он заявил: «С тех пор как Бенедикт XVI стал Папой, наши отношения улучшились». И заверил немецких журналистов в том, что встреча Понтифика с Патриархом Алексием II на нейтральной территории «вполне возможна». В отношениях между Москвой и Ватиканом, казалось бы, царят теплота, доверие и дух партнерства.
Впрочем, это видимость. Разве не митрополит Кирилл в начале декабря на одной из церковных конференций призывал Католическую Церковь упразднить епархии на территории России, вернуть им статус апостольских администратур? Более того, он даже ставил перспективы православно-католического диалога в зависимость от позиции Ватикана по этому вопросу. При этом он спорил с незримыми оппонентами, уличающими РПЦ в том, что и у нее в Западной Европе есть свои епархии и епископы. Например, архиепископ Берлинский и Германский Феофан (Галинский). У РПЦ просто нет специальных терминов для таких «особых» структур, как епархии в Европе, утверждал митрополит Кирилл. Были бы термины – и архиепископ Феофан стал бы каким-нибудь «апостольским администратором».
Впрочем, вполне вероятно, что митрополит Кирилл просто готовил католиков к одному из решений декабрьского Синода. Читаем журнал заседаний под номером 146. «Имели суждение о приходах Московского Патриархата в Италии. Постановили выделить из состава Корсунской епархии приходы Московского Патриархата в Италии каноническому ведению Преосвященного с титулом «Богородский». Означает ли это, что в скором времени у РПЦ в Италии появится отдельная епархия во главе с епископом?
То есть вы к нам со своими епископами, а мы – к вам! Баш на баш! Интересно, что на инициативу Синода РПЦ ответят католики┘