6 января. Великий Устюг, Прокопьевский собор. Президент России Владимир Путин целует икону праздника.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В рождественскую ночь с 6 на 7 января на российских телеэкранах, как всегда, мелькали лица государственных мужей. Президент Путин по сложившейся традиции находился за пределами столицы. Он присутствовал на праздничном богослужении в Прокопьевском соборе Великого Устюга (как утверждают, родины Деда Мороза). В храме он стоял в окружении детей. Были дети и в храме Христа Спасителя в Москве. Только окружали они уже официального преемника Путина – вице-премьера Дмитрия Медведева. Теперь всем стало понятно, что наступил Год семьи.
Прошлой зимой исполнительную власть в главном храме страны на Рождество представлял премьер Михаил Фрадков. За год многое изменилось. Фрадков уже не премьер. Да и нынешний глава правительства Виктор Зубков, видимо, уже весной уступит свое кресло Владимиру Путину. Поэтому и храм Христа Спасителя ему «не доверили». Зубков присутствовал на рождественском богослужении в Сретенском монастыре в Москве. Телезрители канала ТВ Центр могли увидеть его воочию... Он улыбался, обменивался репликами с окружающими. Груз ответственности явно не давил ему на плечи.
О Медведеве и Путине этого не скажешь. Они были подчеркнуто серьезны. Как будто присутствовали на церемонии инаугурации, а не на радостном христианском празднике. Особенно контрастно серьезность государственных лиц смотрелась рядом с детьми, вертевшимися, озиравшимися по сторонам и зевающими (время позднее, а как же иначе?)
7 января известный православный миссионер дьякон Андрей Кураев в эфире «Эха Москвы» задался вопросом: крестился ли Медведев во время богослужения? Сам он не видел телетрансляции. Один из слушателей прислал ведущей передачи смс-сообщение: «Крестился, и очень прилежно». Кураев воодушевился. Он вспомнил крестящегося Путина в 2000 году, еще в статусе преемника Ельцина. «Он крестился потрясающе точно, то есть нажимая на все «чакры», – сообщил дьякон. По его словам, священники, стоявшие возле Путина, крестились небрежно, «лениво смахивали с крестиков пыль». А будущий президент все делал «четко».
«У меня тогда появился вопрос: что это – глубокая внутренняя церковность или хорошая оперативная вменяемость агента, которому дали инструкцию – как себя вести?» – сказал в эфире Кураев. По его словам, теперь Путин крестится, как все: не дотягивая руку до левого плеча. А вот Медведев пока старается.
«Рождество преемника» – так скептически настроенные по отношению к Кремлю СМИ охарактеризовали трансляцию из храма Христа Спасителя. Еще до начала богослужения под прицелом телекамер Патриарх Алексий II поздравил Медведева и его супругу с праздником. Он пожелал преемнику успехов на жизненном пути, «мужества в служении многострадальному народу», упомянул о том, что Медведев курирует национальные проекты, много ездит по российским регионам и «жертвенно несет труды на благо России».
Хороший спектакль! Формально слова Патриарха были адресованы Медведеву, но по сути он посредством телевидения отправил сообщение верующим. Кратко, емко и доступно ответил на вопрос: «Почему Дмитрий Медведев должен стать президентом России?» Выборы, как известно, состоятся 2 марта. Но Церковь свой выбор уже сделала.
Это стало понятно еще в декабре, когда Медведева официально объявили преемником. Алексий II тогда поспешил одобрить решение Кремля. «Если Владимир Владимирович его предлагает, это взвешенное решение, и мы приветствуем его», – сказал Патриарх журналистам 11 декабря. И добавил: «17 лет проработав вместе с Дмитрием Анатольевичем, Владимир Владимирович знает и его способности, и возможности».
Интересно, что сказал бы Алексий II, назначь Путин своим преемником, скажем, Сергея Иванова? Наверное, то же самое. Из слов Патриарха следовало, что Церковь готова принять любое решение Путина. Этот эффект попытался несколько смягчить митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) в недавнем интервью журналу Der Spiegel. «Мы не потому отреагировали положительно, что его поддерживает Владимир Путин, а потому что Медведев – опытный политик», – заявил иерарх. Слова его прозвучали весьма странно. Потому что опытных политиков в России немало. Например, Геннадий Зюганов или Владимир Жириновский. Или Борис Немцов. Но их кандидатуры Церковь вообще-то не поддерживает.
Околоцерковная общественность в декабре ликовала и показывала «антиклерикалам» кукиш в кармане. «Теперь антиклерикалам придется несладко, – заявляли они. – Ведь Медведев не просто симпатизирует православию, он еще и активный прихожанин Православной Церкви». Последнее Медведев до недавнего времени не слишком афишировал. Занимаясь делами религиозных организаций в правительстве, он всем сестрам старался раздать по серьгам: и православным, и мусульманам, и иудеям. Теперь предпочтения придется обозначить. Таков стиль власти в светской России.
В середине декабря журналисты американского издания Time, избравшего Путина человеком 2007 года, решили поговорить с российским президентом о его религиозности. «Вы верите в Бога?» – спросили они. Вот что ответил Владимир Путин: «Вы знаете, есть вещи, которые нельзя, в моем положении во всяком случае, выносить на всеобщее обозрение, потому что это становится похожим на саморекламу или на какой-то политический стриптиз». Разумные слова главы светского государства. Увы, часто расходящиеся с делом.
Владимир Путин ежегодно празднует Рождество в российской глубинке. В этом можно, конечно, увидеть стремление удалиться от столичной суеты. Так сказать, переместить праздник в личное пространство. Но это лишь на первый взгляд. В действительности ничего личного здесь нет. О том, куда едет президент, известно всей стране. Картинку из храма, в котором он находится, обычно встраивают в трансляцию богослужения из храма Христа Спасителя.
Что мешает Путину не афишировать место своего пребывания? Непонятно. Возможно, через год уже Дмитрий Медведев станет ездить по городам и весям России на Рождество. То есть в храме Христа Спасителя в ночь с 6 на 7 января мы, возможно, видели его в первый и последний раз. Зато в следующем году мы увидим там нового премьера. Догадайтесь, кого?!
Ясно, что власть хочет заручиться поддержкой Церкви. В среде госчиновников, похоже, бытует мнение, что иерархи Церкви деятельно участвуют в формировании политических взглядов прихожан. Владимир Путин, присутствуя 12 января при освящении отреставрированного Успенского собора Иверского монастыря, сказал: «Слова благодарности Патриарха мы будем воспринимать исключительно как пожелание, чтобы государство вернуло долг Русской Православной Церкви, российскому народу. В предыдущие десятилетия государство многое сделало для того, чтобы корни нашей истории, нашей культуры, в том числе и духовной, были подорваны. Поэтому нас пока не за что благодарить». Это президентское «пока» настораживает. Потому как, возвращая «долг», восстановлением церквей государство может не ограничиться.