Клару Рохас президент Венесуэлы встречал цветами и поцелуями.
Фото Reuters
Клара Рохас – в прошлом претендент на пост вице-президента Колумбии – вернулась домой после почти шести лет, проведенных в плену у повстанцев Революционных вооруженных сил Колумбии (FARC). Она уже встретилась со своим сыном Эммануэлем, которого повстанцы забрали у нее в возрасте восьми месяцев. Незадолго до освобождения матери Эммануэль – ему в апреле исполнится четыре года – был обнаружен в приюте Боготы.
Клара и экс-депутат местного парламента Консуэло Гонсалес были освобождены в минувший четверг в ходе операции, проводившейся при участии президента Венесуэлы Уго Чавеса.
Все последние недели мировые СМИ следили за судьбами этих двух колумбийских женщин, мало кому известных до сих пор. Причин тому было две: в качестве политических заложниц они провели около шести лет среди левых боевиков Колумбии, и те публично обещали освободить обеих накануне Рождества. Но договоренность сорвалась, так как колумбийская армия подвергла бомбардировке юго-восточный район страны, куда партизаны 20 дней вели пешком своих пленниц для передачи вертолетчикам, летевшим за ними из Венесуэлы под флагом Международного Красного Креста.
При этом главными героями долгожданных событий выглядели два лидера-соседа: президент Колумбии Альваро Урибе и президент Венесуэлы Уго Чавес, хотя на самом деле реально движущими фигурами стали 77-летний лидер FARC Мануэль Маруланда и президент Франции Николя Саркози. Ибо именно в отрядах FARC были укрыты около полусотни политзаложников, которых захватывали и берегли для обмена на попавших в плен к властям боевиков. Оказалась там и пренебрегшая риском Ингрид Бетанкур, кандидат на пост президента Колумбии, имеющая двойное гражданство, колумбийское и французское, и задержанная в феврале 2002 года вместе со своей помощницей Кларой Рохас. Освобождения Ингрид как раз и обещал добиться перед своим избранием Саркози детям и бывшему мужу Бетанкур, живущим в Париже.
В ответ на обращение Парижа президент Урибе предложил в качестве жеста доброй воли «отпустить из своих тюрем 150 перешедших на сторону властей боевиков». FARC отказался от сомнительного подарка. И в свою очередь заявил о готовности освободить помощницу Ингрид Клару Рохас с родившимся у нее в заключении ребенком и депутата Консуэло Гонсалес, передав всех трех┘ Уго Чавесу. Иначе говоря, промарксистски настроенный FARC был готов выставить освободителем своего единомышленника из Каракаса, но никак не своего противника Урибе. Тогда-то в Колумбии, видимо, решили согласиться на операцию, но в последний момент сорвать ее с помощью военной авиации, свалив вину на боевиков.
Кончилось тем, что разобидевшийся президент Венесуэлы, человек горячий, разорвал дипломатические отношения с Колумбией, а конвой с заложницами растворился в лесах Амазонии. Тогда французы обратились за содействием в нажиме на Урибе к лидерам латиноамериканских стран, и Богота пошла на попятную, открыв воздушный коридор для вылета Гонсалес и Рохас и извинившись перед Чавесом.
Гражданская война в Колумбии идет более 60 лет. Начавшаяся как вооруженный конфликт между двумя крупнейшими буржуазными партиями страны, консервативной и либеральной, она со временем, в середине 60-х годов, переросла в партизанскую борьбу левых сил, опирающихся на крестьянство, с правящим классом республики.
В 2000–2001 годах Колумбия была мировым лидером по количеству похищений – 3000 человек в год. 43% этих акций носили обычный уголовный характер или совершались неизвестными, 29% приписывались FARC, 23% – другой левацкой партизанской организации, ориентировавшейся на Кубу, Армии национального освобождения, и 5% осуществлялись правыми паравоенными силами. Но за последние годы число подобных преступлений упало: в 2006 году их было зарегистрировано 687, ответственность за 122 из них возлагалась на FARC.