Вчера днем принято окончательное решение о судьбе выставки «Из России: французские и российские шедевры 1870–1925 годов».
Картины из четырех крупнейших российских музеев, которые в настоящее время находятся в Дюссельдорфе и должны были быть направлены на выставку в Лондон, вернутся в Россию.
Напомним, в среду появилась информация: российские произведения не будут отправлены в Лондон в связи с тем, что британское правительство не дает гарантий их возвращения в Россию. Картины могут задержать в связи с претензиями наследников тех, кому они принадлежали до революции.
В основном опасались претензий внука знаменитого коллекционера Сергея Щукина, гражданина Франции Андре-Марка Делок-Фурко. Наследие его деда было национализировано советской властью и после революции 1917 года попало в крупнейшие российские музеи. Делок-Фурко уже два раза пытался предъявить претензии российскому государству. В 2001 и 2003 годах он требовал ареста выставки Государственного Эрмитажа в Риме и экспозиции ГМИИ в Лос-Анджелесе.
К счастью для российских музеев, попытки Делок-Фурко вернуть себе «наследство» до сих пор успехом не увенчались.
Другой причиной инцидента называют обострение дипломатических отношений между Россией и Великобританией в связи с убийством Александра Литвиненко и нежеланием российского правительства выдать Великобритании Андрея Лугового.
Но, как прокомментировала «НГ» пресс-секретарь посольства Великобритании в Москве Елена Бердникова, ситуацию с выставкой нужно рассматривать вне политического контекста и британское правительство сделало все для того, чтобы она состоялась.
Посольство Великобритании в Москве официально заявило, что глава британского Министерства культуры, массмедиа и спорта гарантирует возвращение произведений на основе британского государственного акта о неприкосновенности 1978 года. Кроме того, британское правительство застраховало коллекцию на случай утери или повреждений на сумму чуть менее 900 млн. фунтов. Но российской стороне этих гарантий оказалось недостаточно.
Вместе с тем пресс-секретарь руководителя Роскультуры Наталья Уварова сообщила «НГ»: несмотря на то, что выставка из Дюссельдорфа все же вернется в Россию, переговоры будут продолжены.
Новая выставка будет оправлена в Лондон, но уже из России, и откроется в срок в том случае, если будут получены гарантии не только от британского министра культуры, но и от кабинета министров Великобритании.
Глава ФАКК Михаил Швыдкой отправил вчера соответствующее официальное письмо министру культуры и послу Великобритании в России.
Первоначально решение по организации выставки в Лондоне во многом было связано с тем, что Палата лордов в ноябре этого года должна была принять закон о защите произведений искусства, ввезенных на территорию Великобритании, не имеющий обратной силы.
Посольство Великобритании в Москве заявило, что гарантий сохранности картин, данных правительством Великобритании ранее, более чем достаточно для проведения выставки. Но, учитывая важность культурных связей России и Великобритании, было принято решение перенести рассмотрение нового закона. Это произойдет в начале января, как только парламент Великобритании вернется с каникул.
Открытие экспозиции в Лондоне изначально запланировано на 26 января. Так что еще есть время, чтобы изменить ситуацию.
В настоящее время выставка в Дюссельдорфе закрылась, и 120 произведений, среди которых шедевры Ван Гога, Ренуара, Гогена, Кандинского, Пикассо, Малевича, готовятся к отправке в Россию. Согласно договору они должны вернуться в Россию не позднее 6 января.
Как сообщает газета The Guadian, Королевская академия искусств, которая должна была принять выставку, активно боролась за спасение уникальной выставки, ее ждали весь год. Директор академии Чарльз Смит выразил надежду, что все опасения преждевременны.
Если выставка в Лондоне все-таки состоится, шумиха явно пойдет ей на пользу, ибо, как показывает практика, скандал – лучшая реклама для искусства.