В деле о подрыве 13 августа с.г. поезда «Невский экспресс» появились новые фигуранты. Как стало известно сразу из нескольких источников, двух подозреваемых в причастности к этому громкому преступлению во вторник задержали в Ингушетии. При этом информация об обстоятельствах операции – самая разноречивая.
Так, некий высокопоставленный источник в силовых структурах Южного федерального округа сообщил РИА Новости: «Задержание двух подозреваемых, фамилии которых в интересах следствия пока не раскрываются, провели сотрудники ФСБ в Назрани. В настоящее время задержанные находятся в СИЗО МВД Ингушетии, в их отношении проводятся следственные действия».
Иная картина вырисовывается из сообщения, размещенного на сайте Ингушетия.RU. Во-первых, здесь названы фамилии задержанных. «Это Саламбек Дзагиев, житель Малгобека и Башир Котиев, житель Назрани», – сказано в сообщении. Во-вторых, даются шокирующие подробности задержания. Судя по информации, размещенной на сайте, рутинная операция чуть было не переросла в вооруженное столкновение правоохранительных структур Северной Осетии и Ингушетии. Операцию проводили представители осетинской милиции. «Их (Дзагиева и Котиева. – «НГ») схватили в центре Назрани и пытались вывезти в Северную Осетию, – утверждается в сообщении. – Однако на 15-м посту ГИБДД МВД РИ группа сотрудников силовых структур Северной Осетии была блокирована и доставлена вместе с задержанными в ГОВД Назрани. Дзагиев был весь в крови. В милиции выяснилось, что его избивали в момент захвата и во время перевозки». Чтобы урегулировать инцидент, потребовалось вмешательство министра внутренних дел РИ Мусы Медова, после чего «группа захвата из Осетии была освобождена и под охраной мобильного отряда МВД РФ вернулась во Владикавказ». Для мирного расставания сторон, как видим, понадобился посредник федерального подчинения.
Ингушетия.RU сообщает также, что «отбитых» Дзагиева и Котиева сначала перевезли в ИВС МВД Ингушетии, где выяснилось, что осетинских милиционеров интересовал Дзагиев, а Котиева они задержали только потому, что он находился вместе с первым. «После этого Котиев был освобожден», – говорится в сообщении. Затем Саламбека Дзагиева передали представителям ФСБ, которые прибыли из Владикавказа. Они увезли задержанного в столицу Северной Осетии.
Возникает вопрос: так сколько все-таки задержанных – один или два? Представители следствия в среду ситуацию не комментировали. Во второй половине дня источник в штабе временной группировки войск на Северном Кавказе сообщил Интерфаксу, что задержанный в Назрани житель Малгобека Дзагиев, который подозревается в совершении теракта, этапирован в Москву.
Не ясно пока, какую роль отводит следствие новому подозреваемому. До вчерашнего дня главными фигурантами в этом деле считались задержанные 23 октября братья Амирхан и Макшарип Хидриевы. Но исполняющие роль «террористов» в версии следствия часто менялись – в этой роли уже побывали питерцы Андрей Каленов и Денис Зеленюк, житель Чудово чеченец Хасан Дидигов, но позже подозрения с них были сняты. Так что если место Хидриевих займет Дзагиев, а братьев отпустят, это мало удивит.
Не смогли прояснить ситуацию и защитники Амирхана и Макшарипа Хидриевых адвокаты Рамазан Хасанов и Мурад Юнусов. Вернее, бывшие защитники: их обоих отстранили от дела. «Мне сказали, что мой подзащитный отказался от моих услуг, – сказал корреспонденту «НГ» Мурад Юнусов. – Но отказа в письменном виде мне не представили и встретиться с подзащитным не разрешили. Я обжаловал это незаконное решение следствия». «А мне просто сказали, что есть распоряжение руководителя следственной группы не пускать меня в изолятор до соответствующего письменного разрешения», – пояснил Рамазан Хасанов. На вопрос, каким образом могут быть причастны к делу о взрыве «Невского экспресса» Дзагиев и Котиев, оба адвоката ответили одинаково: эти фамилии им ничего не говорят.