Завтра заместителю министра финансов Сергею Сторчаку, подозреваемому в попытке хищения десятков миллионов долларов, могут предъявить официальное обвинение. Накануне адвокаты чиновника обжаловали его арест в Мосгорсуде. Между тем эксперты не исключают, что дело Сторчака может развалиться еще на этапе предварительного следствия.
В соответствии с законом обвинение Сергею Сторчаку и еще двум фигурантам этого дела – гендиректору ЗАО «Содэксим» Виктору Захарову и главе Межрегионального инвестиционного банка Вадиму Волкову может быть предъявлено в течение десяти дней с момента задержания, сообщили вчера «НГ» в Следственном комитете при прокуратуре РФ. В пятницу истекает девятый день. А значит, уже на этой неделе процессуальный статус Сторчака может поменяться: из подозреваемого он превратится в обвиняемого.
Главным заступником Сергея Сторчака остается родное ведомство, которое официально заявило, что не видит состава преступления в действиях замминистра, так как у правительства России действительно существует не погашенный долг перед компанией «Содэксим». В Минфине не сомневаются в законности этого долга, как и в необходимости его погашения, даже если это придется сделать без участия самого Сторчака.
Как сообщается в распространенном Минфином пресс-релизе, в 1996 году «Содэксим» получил право реализовывать алжирские товары на российском и зарубежных рынках в счет погашения долга Алжира перед бывшим СССР в размере 26 млн. долл. Эту сумму «Содэксим» должен был перечислить в бюджет, что и было сделано в 1996 году. Однако алжирская сторона задолжала самой компании, и все эти годы «Содэксим» самостоятельно пытался добиться погашения, но безрезультатно. В 2006 году было подписано межправительственное соглашение об урегулировании долга Алжира перед Россией в размере 4,737 млрд. долл. По этому соглашению все финансовые претензии своих юридических лиц, связанные с торговлей между странами в предшествующий период, будут урегулированы правительствами двух стран самостоятельно.
Таким образом должником «Содэксима» стало правительство России. В 2007 году компания обратилась к должнику с просьбой компенсировать 26 млн. долл., а также вернуть соответствующие проценты. Относительно суммы долга в Минфине споров нет, а вот по сумме процентов здесь еще не определились. Напомним, что, по официальной информации Следственного комитета при прокуратуре РФ, арестованные подозреваются в покушении на хищение из госбюджета 43,4 млн. долл. При этом отмечалось, что «преступление не было доведено до конца по не зависящим от них обстоятельствам».
Для не посвященного в юридические тонкости формулировка «покушение на хищение», да к тому же «не доведенное до конца», выглядит весьма туманно. Есть ли тут вообще состав преступления, если деньги целы? Разъяснить ситуацию мы попросили доктора юридических наук, профессора Института государства и права РАН Ингу Михайловскую. «Развеять этот туман, не зная всех обстоятельств дела, трудно, – сказала она. – Если следствие так заявляет, значит, у него должны быть соответствующие доказательства. Возможно, в виде каких-то поддельных документов, других приготовлений к совершению преступления, например неких банковских операций». По словам Михайловской, случается, что следствие неверно оценивает ситуацию. «В жизни бывает много таких пограничных ситуаций, когда, если смотреть с одной стороны, есть состав преступления, а с другой – нет, – отметила она. – Правовая оценка должна быть всесторонней».
Михайловская считает, что министр финансов Алексей Кудрин вряд ли стал заступаться за своего зама, не изучив всесторонне ситуацию. «По части финансов он большой дока, и, если он не находит в действиях Сергея Сторчака состава преступления, не исключена и ошибка следствия, – отметила она. – Тогда либо прокурор дело прекратит, отказавшись идти с ним в суд, либо прекратят те, кто возбуждал».