Евангельские христиане-баптисты празднуют 140-летний юбилей существования своей Церкви в России. 20 августа (по старому стилю) 1867 г. принял крещение по вере первый русский баптист Никита Исаевич Воронин. В прошлом он был наставником молоканской общины. Молокане были многочисленным религиозным движением в среде русского крестьянства. Они стремились вести трезвую, трудолюбивую жизнь, соблюдая библейские заповеди. Воронин, а затем и многие другие молокане, исследуя Священное Писание, пришли к выводу, что вера в Бога должна быть осознанной, а крещение должно совершаться в сознательном возрасте. Иными словами, они пришли к баптистским убеждениям. Так началась история русских баптистов, которые называют себя «крещенными» от греческого слова «baptizo» – погружать в воду, крестить.
В связи с юбилеем 19-20 октября в здании Российского Союза евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) прошла научно-богословская конференция «140 лет российскому баптизму. Прошлое, настоящее, перспективы». Конференция была подготовлена Отделом богословия и катехизации Союза. В ней приняли участие светские ученые и церковные исследователи истории евангельско-баптистского движения, служители церкви, все, кто пожелал соприкоснуться с историей, настоящим днем и поразмышлять о будущем российского баптизма. Наряду с российскими участниками, присутствовали гости из СНГ и Германии. Конференция открылась вступительным словом Председателя российского Союза ЕХБ Юрия Сипко.
По мнению присутствовавших, многие доклады были чрезвычайно интересны. История российского евангельско-баптистского братства была очень сложной и исполненной драматизма. За исключением нескольких коротких периодов и последних двух десятилетий, вся история нашей деноминации в СССР и России – это нескончаемая череда гонений и преследований.
Однако не только страданиями за веру замечательно наше прошлое. Даже во времена самых суровых преследований евангельские христиане-баптисты были заняты не только своим выживанием. Всегда и везде наши верующие проповедовали учение Христа другим людям. Эта духовная активность, проявляющаяся даже в тюрьмах, лагерях и ссылках, вызывала особую ненависть наших недоброжелателей как в царское время, так и в советский период истории. Именно удивительная стойкость и исполнение христианского долга в любых условиях вызывали уважение окружающих.
Особенно тяжело было слушать о притеснениях, выпавших на долю детей членов нашей Церкви. Иногда их и вовсе забирали у родителей. И это не смотря на то, что образ жизни верующих с нравственной точки зрения был безупречен. Евангельские христиане-баптисты и в прошлом и в настоящем отличаются строгой моралью. Нарушители этических норм отлучаются от церкви. Наши семьи, как правило, крепкие и многодетные.
Какой бы интересной и поучительной ни была наша история, внимание участников конференции не было сконцентрировано исключительно на прошлом. В докладах анализировали современное состояние нашей деноминации. Стоит отметить, что за годы «перестройки» и последующий период становления новой России братство евангельских христиан-баптистов выросло и сильно изменилось. Значительно возросло число общин. В наших молитвенных домах много молодежи и детей.
Новые времена принесли новые возможности. Советское законодательство о религиозных культах накладывало серьезные ограничения на деятельность Церквей. Запрещались любые формы миссионерской активности. Внутренняя жизнь религиозных общин подвергалась жесткой регламентации. По сути, единственной законной формой духовной жизни оставалось богослужение. Верующие подчас вынужденно шли на нарушение закона, чтобы оставаться верными Христу. Подвергая себя опасности штрафа и ареста, они проводили детские и молодежные занятия. Однако, лишь с приходом свободы и принятием нового демократического законодательства в области религии нам удалось полноценно развить внутрицерковную работу и внешнюю деятельность.
За последние 15-20 лет не только развилось молодежное, женское и детское служение в наших церквах, но и были освоены различные виды взаимодействия с обществом. Одной из естественных форм проявления христианской веры, категорически запрещавшейся в советское время, была благотворительность. Как только появилась возможность, наши верующие пришли на помощь персоналу больниц, стали оказывать помощь инвалидам, малоимущим, сиротам. Мы пришли в детские дома и тюрьмы. Конечно, не все наши начинания принесли ожидаемые результаты. Не всегда в этом была наша вина. Подчас давали о себе знать нелепые россказни о «страшных» баптистах, иной раз приходилось сталкиваться с непониманием со стороны отдельных чиновников. Однако, справедливости ради, надо признать, что отсутствие опыта социального служения в прошлом не прошло бесследно. Мы все еще учимся, обретая бесценный опыт деятельной любви к ближнему.
Праздник завершился. История евангельских христиан-баптистов в России продолжается.