Еще одной жалобой из России станет больше в Европейском суде по правам человека. На сей раз на российское следствие и правосудие жалуются потерпевшие в результате катастрофы самолета Ту-154 «Пулковских авиалиний» под Донецком, произошедшей 22 августа 2006 года и унесшей жизни 170-ти человек.
Родственников пассажиров и экипажа самолета, разбившегося по пути из Анапы в Санкт-Петербург, ошарашили новостью: Генпрокуратура РФ завершила расследование, виновным в случившемся признан командир экипажа, а так как виновник погиб, то дело закрыто.
«Об этом мы случайно узнали задним числом от следователя, – рассказал подробности корреспонденту «НГ» адвокат потерпевших Игорь Трунов. – Оказывается, следствие завершили еще 22 октября, лишив нас законного права поучаствовать в расследовании, ознакомиться с процессуальными документами, представить те материалы и доказательства, которые у нас есть. Мы также категорически не согласны с тем, что все сведено к виновности одного человека. И считаем, что имеется целый ряд причин, приведших к катастрофе, о чем, кстати, свидетельствует заключение Межгосударственного авиационного комитета». По словам адвоката, до сих пор потерпевшую сторону даже не ознакомили с постановлением о завершении следствия.
Игорь Трунов подозревает, что на это нарушение следствие пошло не случайно. Дело в том, что потерпевшая сторона уже направила в Европейский суд по правам человека жалобу на судебные решения по гражданским искам. «Суды, по нашему убеждению, вынесли несправедливые решения по искам о взыскании вреда и исполнению договоров страхования жизни и здоровья, – пояснил адвокат. – В соответствиями с этими договорами каждый погибший был застрахован как минимум на 390 тысяч долларов, а в судебных решениях фигурируют суммы от 300 до 1000 долларов». По мнению адвоката, следствие намеренно утаивало факт завершения расследования и не знакомило потерпевшую сторону с соответствующим постановлением, чтобы эти документы не стали приложением к жалобе в Страсбургский суд. «Но мы обжалуем это постановление в судебном порядке здесь в России, а в последующем дошлем материалы в Европейский суд», – поделился планами защитник.
В этом конфликте сторон есть одно существенное обстоятельство. Игорь Трунов признался, что у него нет на руках документальных подтверждений того, что расследование завершено. «Слова следователя на диктофон мы не записывали и, если он вдруг скажет, что пошутил или ничего подобного не говорил, у нас нечем будет доказать обратное, – сказал он. – Поэтому мы направили официальное ходатайство, чтобы нам предоставили процессуальные документы».
Корреспондент «НГ» попытался прояснить ситуацию в Генпрокуратуре РФ, которая начинала расследование причин и обстоятельств авиакатастрофы. На вопрос, было ли официальное заявление об окончании расследования, дежурный прокурор по Управлению взаимодействия со СМИ Виктор Потапов затруднился ответить. «Кажется, что-то такое было, но я не уверен, – сказал он. – Уточнить не имею возможности, теперь это прерогатива Следственного комитета при прокуратуре РФ».
Диалог корреспондента «НГ» с руководителем отдела по взаимодействию со СМИ СКП РФ Владимиром Маркиным имеет смысл привести подробно. Корр: «Мы хотели бы уточнить, действительно ли завершено следствие по катастрофе Ту-154 под Донецком». Маркин: «Где вы видели такую информацию?». Корр: «В агентствах, в частности в Интерфаксе». Маркин: «Мы такой информации не давали». Корр: «Но уточнить можно?». Маркин: «Я повторяю: мы такой информации не давали». Эта фраза была повторена еще несколько раз на повышенных тонах. Надо сказать, что такой стиль общения с журналистами стал фирменным в пресс-службе СКП РФ. Если, скажем, обратиться с просьбой подтвердить задержание гражданина N, там сначала отчитают за незнание статьи о тайне следствия, потом разъяснят: если подтвердить, да еще назвать фамилию, то все сообщники разбегутся. Может и так. Но в данном-то случае разбегаться некому – никому из находившихся на борту Ту-134 спастись не удалось.