0
1086
Газета События Интернет-версия

23.10.2007 00:00:00

Добыть признание и слитки

Тэги: советский, ограбление, санктпетербург


Серия громких банковских ограблений вчера получила продолжение. Как стало известно, в субботу в Санкт-Петербурге в одну ночь было ограблено сразу два банка – дополнительный офис Инкасбанка на Московском проспекте и склад банка «Советский» на улице Профессора Попова. Напомним, что похожая история случилась в Северной столице в ночь с 14 на 15 июня – тогда неизвестные обчистили банковские депозитарные ячейки сразу в двух отделениях того же Инкасбанка на Гороховой улице и улице Куйбышева. До этого хронология банковских ограблений 2007 года выглядела так. В ночь с 11 на 12 мая из филиала Байкалсбербанка в Чите, убив двух охранников, злоумышленники вывезли 38 млн. руб., 250 г золота и 1750 г серебра в слитках. 27 мая грабители, убив охранника, ограбили депозитарий филиала Зернобанка в Барнауле.

Время «Ч» – 4.30

Как рассказали «НГ» в управлении информации и общественных связей ГУВД по Санкт-Петербургу, примерно в 4.30 неизвестный вскрыл раму оконного стеклопакета на первом этаже дополнительного офиса Инкасбанка в доме № 102 на Московском проспекте. Преступник проник в помещение, взломал 14 банковских ячеек, забрал их содержимое и скрылся. Владельцы ячеек и сумма ущерба устанавливаются.

В тот же день в правоохранительные органы Петроградского района обратилась администрация ЗАО «Банк «Советский». Представители банка сообщили, что с их склада в доме № 4 по улице Профессора Попова похищена крупная партия оргтехники. По словам 22-летнего охранника банка, около 4.30 ему на мобильный телефон позвонили неизвестные и, угрожая жестокой расправой, потребовали открыть дверь. По словам потерпевшего, налетчики связали его скотчем, а затем похитили 100 фотоаппаратов, 90 МР3 плееров, 40 ноутбуков, 30 мобильных телефонов и 10 мониторов. Впрочем, уже скоро, в ходе дальнейшей беседы с милиционерами охранник сознался, что сам инсценировал грабеж.

Закономерен вопрос: как расследуются эти преступления? Подтверждает ли российская следственная практика тезис, что грабить банки – дело безнадежное, потому что раскрываемость таких преступлений близка к стопроцентной? Начнем с того, что пока ни одно из этих громких дел не дошло до суда.

Доказательства теряют силу

Наиболее быстро правоохранительные органы сработали в Чите, где уже на четвертые сутки были задержаны лица, подозреваемые в совершении преступления. Здесь же удалось вернуть банку похищенные ценности почти в полном объеме. Возможно, на сегодняшний день дело уже находилось бы в суде, если бы не неожиданная коллизия. Главный фигурант, бывший капитан милиции Константин Гудков, ранее давший признательные показания, подал жалобу в Центральный районный суд Читы. В ней он заявил, что оговорил себя под принуждением, которое оказали на него сотрудники МВД России, сразу же после ограбления направленные в столицу Забайкалья в помощь местным следователям. И пожаловался на прокуратуру, которая не возбудила по данному факту уголовного дела. Центральный суд на минувшей неделе жалобу удовлетворил.

«Суд признал незаконным постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и обязал прокуратуру Читинской области провести дополнительную проверку и принять решение по закону», – сообщил корреспонденту «НГ» адвокат обвиняемого Александр Кулагин. Значит ли это, что все доказательства, собранные в отношении организатора банковского ограбления, теряют силу? «В этой ситуации прокуратура должна провести дополнительную проверку и принять решение о возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников МВД России. И только после расследования этого дела можно ставить вопрос о признании доказательств недопустимыми», – пояснил адвокат.

Ни в суде, ни в прокуратуре, ни в следственном управлении СК по Читинской области не раскрывают фамилий сотрудников МВД России, которые якобы вынудили Гудкова дать признательные показания. Имен не называет и адвокат. Впрочем, суть не в фамилиях. Главный вопрос в другом – не приведут ли решение районного суда и дальнейшее разбирательство к фактическому развалу громкого дела еще до того, как оно дойдет до суда?

«Не приведет, – заверил корреспондента «НГ» Сергей Хомутов, следователь по особо важным делам, который вел следствие по банковскому ограблению. – У нас доказательств вины Гудкова – даже не на 100, а на 150%. Что касается судебного решения, то оно будет прокуратурой обжаловано. А дело, я думаю, уйдет в суд в течение недели». Сергей Хомутов подтвердил, что Гудков действительно сделал заявление о том, что оговорил себя, так как на него оказали психологическое воздействие сотрудники милиции из Москвы. «Я как следователь сделал все, что обязан был сделать, – написал соответствующий рапорт, – рассказал Сергей Хомутов. – По этому рапорту другой следователь провел проверку. Были взяты объяснения со всех лиц, которые работали с Гудковым, в том числе и с двух сотрудников МВД России, фигурирующих в заявлении обвиняемого». Но подтверждений тому, что признательные показания Гудков дал под принуждением, не нашлось.

Чем же мотивировал свое решение суд? Судья Центрального районного суда Читы Оксана Хуторная отказалась давать пояснения по телефону. «Я думаю, она просто подстраховалась и решение основывалось на формальностях», – считает Сергей Хомутов. Он предположил, что, возможно, некоторые сомнения у суда возникли относительно объяснительных, взятых с московских милиционеров, так как читинские следователи в Москву по данному поводу не вылетали. Объяснительные писались в Москве и в Читу были доставлены самолетом. «Если были сомнения, суд мог вызвать этих людей в заседание, но почему-то этого не сделал», – сказал следователь по особо важным делам. По его мнению, Гудков, осознав, что ему грозит как минимум 25 лет, а то и пожизненное лишение свободы, делает все возможное для того, чтобы ввести в заблуждение следствие, суды и общественность.

Прокурор предлагает не делиться

В следственном управлении СК прокуратуры РФ по Алтайскому краю корреспонденту «НГ» сказали, что дело об ограблении филиала Зернобанка вот-вот будет передано в прокуратуру, откуда оно поступит в суд. Двое грабителей, убивших охранника, и их пособник арестованы и ждут своей участи. Все, казалось бы, неплохо, но до сих пор ущерб клиентам банка, которые пользовались ячейками депозитария, не возмещен. «Этот вопрос будет решаться органами следствия», – сказал корреспонденту «НГ» пресс-секретарь банка Алексей Хорошилов. По всей видимости, пострадавшим придется доказывать размер похищенного через суд. Дело в том, что прокурор края Александр Кочергин на одной из пресс-конференций заявил, что общая сумма похищенных денег, заявленная потерпевшими, на миллионы рублей отличается от суммы, которая была изъята у грабителей. «И как здесь поступить: разделить всем поровну? – задается вопросом прокурор. – При этом объективными доказательствами того, какая именно сумма денег находилась в ячейке, обладают лишь единицы». Следствие полагает, что грабители за столь короткое время не могли потратить значительные суммы. Тем не менее еще в июле Банк России распространил обращение ко всем кредитным организациям с просьбой обратить внимание на несколько банковских векселей, похищенных в упомянутом депозитарии. Были обнародованы номера пяти векселей Сбербанка на общую сумму в 1,75 млн. руб. Сведений о том, что эти ценные бумаги где-то засветились, пока не было. По словам Алексея Хорошилова, судебных исков к Зернобанку от потерпевших пока не поступало.

Чьи сыщики лучше?

Хуже всего дела обстоят с расследованием июньского ограбления питерского Инкасбанка. Похищенные ценности до сих пор не найдены. «Следствие продолжается, есть определенные подвижки, но, чтобы не сорвать раскрытие этих преступлений, мы никаких подробностей не даем», – сказал корреспонденту «НГ» начальник отдела информации и общественных связей ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Вячеслав Степченко. На вопрос, есть ли по данному делу задержанные, он ответил: «Ну я же сказал: подробностей не даем». Если бы грабителей поймали, об этом следственные органы отрапортовали бы тут же, но, похоже, пока похвастаться нечем.

Необходимо отметить, что дела об ограблениях в Чите и Барнауле вели следственные органы прокуратуры (поскольку преступления связаны с убийствами людей), а в Санкт-Петербурге – следственные органы милиции. Злые языки со стороны прокуратуры ситуацию поясняют примерно так: а что вы хотели от следователей МВД, они же по профессиональной части в подметки прокурорским не годятся? Бесспорно, что и среди милицейских сыщиков немало высококлассных профессионалов, и в Северной столице в том числе, но в данном случае факты говорят сами за себя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1968
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1932
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
877
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
1285

Другие новости