Вчера во Владивостоке началось оглашение приговора по делу о пожаре в местном отделении Сбербанка РФ, жертвами которого в январе 2006 года стали девять человек. Судье Ларисе Смоленковой предстоит зачитать обвиняемым 450 страниц приговора. Поэтому, как ожидается, только в пятницу подсудимые и родственники погибших услышат окончательный вердикт.
На скамье подсудимых пять человек: управляющая Приморским отделением № 8635 Сбербанка России Людмила Феофанова, старший инженер административно-хозяйственного отдела Виктор Хаников, директор ООО «Восточная стена» Виктор Марченко – один из собственников помещения, старший инспектор отдела госпожнадзора Первореченского района Алексей Лобанов и начальник этого отдела Сергей Лузган. Первым троим предъявлено обвинение в нарушении правил пожарной безопасности, совершенном лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц. Остальных обвиняют в халатности и в должностном подлоге. Инспектора пытались задним числом «выдать» предупреждение о нарушениях противопожарной безопасности в здании.
Пожар произошел 16 января 2006 года в здании «ПромстройНИИпроект». Погибли девять сотрудников Сбербанка, еще 13 человек получили травмы. Спастись от огня они не могли, потому что лестницы в здании были перекрыты металлическими решетками, а лифты заблокированы.
Все обвиняемые были сначала арестованы, но потом освобождены под залог. Людей отправили в следственный изолятор, опасаясь мести родственников. Впрочем, у родных погибших к тем, кто сейчас выступает в качестве главных виновников трагедии, претензий меньше всего. Потому что на два главных вопроса – от чего возник пожар и почему пожарные были недостаточно расторопны – следствие не ответило.
Отец погибшей Натальи Музыкиной уверен, что на скамье подсудимых сидят «назначенные виновники, а истинные следствием так и не установлены». И инженер Виктор Хаников виновным себя в трагедии не считает. «Моей вины в этом нет, тем более в смерти девочек», – сказал он в своем последнем слове. По его словам, он не раз говорил об увеличении в банке штата работников, которые бы отвечали за противопожарную безопасность.
Но, видимо, версия о непотушенной сигарете – виновнице пожара – суд удовлетворила, как и результаты пожаротехнической экспертизы. Хотя даже в ее результатах отмечено, что «комплектация пожарных автолестниц и коленчатых подъемников не соответствовала действующим нормативным актам». Есть в выводах экспертизы и еще один неприятный момент. «Оснащение пожарных автолестниц натяжными спасательными полотнами и пневматическими прыжковыми спасательными устройствами обязательно». А у пожарных, принимавших участие в тушении огня в здании банка, их не было.
Сначала вопрос о действиях пожарных был выделен в отдельное производство. Была назначена ситуационная экспертиза, по итогам которой действия их были признаны удовлетворительными. Но ни потерпевшие, ни свидетели об экспертизе не знали и о прекращении уголовного дела против пожарных узнали случайно. Люди пожаловались генпрокурору РФ Юрию Чайке, но в ответ пришел лишь формальный ответ из краевой прокуратуры.
Начало судебного процесса всколыхнуло у горожан горькие воспоминания. Люди с болью припоминают, как молодая женщина долго просила о помощи: «У меня маленький ребенок, я его ращу одна, мне нельзя умирать!» Из-за ее спины клубами валил дым, а в это время пожарные тянули лестницу к другим окнам, спасая, по наблюдениям собравшихся людей, руководителей банка.
Независимо от решения суда в памяти владивостокцев этот пожар останется самой страшной трагедией. За месяц до начала слушаний родственники погибших открыли мемориальную доску на здании «ПромстройНИИпроект». Установку ее оплатил один из обвиняемых – Виктор Марченко. Собственники здания неохотно откликнулись на просьбу, дескать, у здания и так испорченная репутация.
Владивосток