Патриарх-Католикос всея Грузии Илия II предложил поменять государственный строй этой страны с республиканского на монархический. «Сегодня одни говорят, что Грузия должна быть президентской республикой, другие – парламентской. Некоторые высказывают и такую мысль, что в стране должна быть конституционная монархия, – заявил Патриарх 7 октября во время проповеди в кафедральном соборе Святой Троицы в Тбилиси. – Со дня прекращения царствования Багратионов в 1801 году грузинский народ лелеял мечту о восстановлении этой древнейшей, благословенной династии. Сегодня в Грузии такие условия, что мечта грузинского народа о восстановлении конституционной монархии может быть осуществлена, если на то будет воля Божия».
Предложение Патриарха прозвучало накануне парламентских и президентских выборов, которые состоятся в Грузии в следующем году, и стало настоящим подарком для оппозиции президенту Михаилу Саакашвили. «Все предложения Патриарха требуют серьезного осмысления», – заявила по этому поводу спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе и назначила дату проведения дебатов по поводу возвращения на царство династии Багратионов на 25 октября.
Политики из рядов правой оппозиции уже заявили о поддержке инициативы Илии II. «Установление конституционной монархии – единственный выход из создавшегося положения в стране. Мы предлагаем вынести вопрос о введении конституционной монархии в Грузии на всенародный референдум», – заявил представитель Консервативной партии Грузии Каха Кукава. «Предложение Патриарха не только мудрое, но и единственно приемлемое для Грузии», – вторит ему лидер «Союза традиционалистов» Акакий Асатиани. Введение конституционной монархии при соблюдении ряда условий поддержали и другие политические деятели, в том числе лидер партии «Путь Грузии» Саломе Зурабишвили и глава движения «Свобода» Константин Гамсахурдиа.
Скептически отнеслись к идее введения конституционной монархии оба ныне живущих президента Грузии: действующий Михаил Саакашвили и бывший Эдуард Шеварднадзе. «Вариант монархии обсуждался в Грузии и в 1992 году, когда я вернулся из Москвы в Тбилиси, но он не нашел поддержки, – вспоминает Шеварднадзе в интервью «Времени новостей». – В Грузии утеряны традиции монархии, нам будет сложно найти авторитетного престолонаследника. Я думаю, скорее следует обсудить вопрос упразднения президентского института, с повышением роли премьера и парламента».
Михаил Саакашвили попытался обратить дискуссию, которая развернулась с подачи Патриарха Илии II, в шутку. «Вниманию тех, кто хочет восстановить в стране конституционную монархию: одна из моих прабабушек была из рода Багратиони. Было бы хорошо, если бы мы сначала разобрались с выборами, а затем спокойно перешли на правление исходя из семейных традиций, – заявил президент 13 октября, находясь с визитом Финляндии. – Это, естественно, шутка. Я уточняю это, поскольку чувство юмора оппозиции в последнее время изменяет». Очевидно, Саакашвили пока не воспринимает всерьез предложение грузинского Патриарха.
Инициатива Илии II показывает, насколько осложнилась сегодня политическая ситуация в Грузии. Обычно священнослужители воздерживаются от публичного выражения своих политических пристрастий, а тем более – от призывов
к изменению государственного строя. «Мы всегда старались занимать максимально нейтральную позицию, а потом (после выборов. – «НГР») поддерживать законную власть», – отвечал на вопрос об отношении Грузинской Церкви к режиму Саакашвили митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николай (Пачуашвили) еще в феврале этого года. Но теперь сам Патриарх-Католикос выступил с громким заявлением, которое сразу было взято на вооружение политическими противниками Михаила Саакашвили. А в борьбе с конкурентом все средства хороши, пусть даже и идея реставрации монархии. Тем более теперь оппозиционерам можно смело опираться на авторитет Церкви в своих целях.
Уникальный пример такого рода реставрации подает монархистам всего мира Испания, где после смерти диктатора Франко престол занял король Хуан Карлос I и был осуществлен переход к демократии. Грузинская династия Багратиони состоит в родстве с испанскими Бурбонами и долгое время находила убежище на иберийской земле. Лишь в прошлом году глава царской семьи князь Георгий Багратион-Мухранский вернулся из Испании в Грузию вместе с 31-летним сыном Давидом. Повысились ли шансы Багратионов вернуть престол, утраченный два столетия назад, после предложения Илии II? Конечно, идея реставрации монархии была популярна сразу после падения коммунистического режима во многих республиках бывшего Советского Союза, в том числе и в России. Однако нигде осуществлена она пока так и не была.