Если на голову рухнет кусок штукатурки, нужна будет помощь не стоматолога, а нейрохирурга. Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Знаменитый персонаж булгаковского романа «Мастер и Маргарита» был уверен: кирпич ни с того ни с сего никому на голову не свалится. Доведись мессиру побывать в сегодняшней Москве, он, возможно, переменил бы свое мнение. Поскольку сорвавшийся с карниза старинного здания кусок лепнины или выпавший из рук у строителя кирпич вполне могут привести любого столичного жителя если не в реанимацию, то в травматологию – точно. Чтобы не ждать кирпича на голову, можно самому обратиться в Объединенную административно-техническую инспекцию: слишком усердным и неосторожным строителям грозит серьезный штраф.
Городская полоса препятствий. В последнее время улица Мясницкая в центре столицы претерпела множество различного рода строительных изменений. Нельзя сказать, что улицу кардинально перестраивали, но и ремонт крыш и фасадов доставлял немало проблем пешеходам и водителям.
Еще зимой ремонт велся в здании Академии ваяния и зодчества, и вдоль нее на пешеходной дорожке возводили строительную галерею. Нередко она оказывалась перекрыта, и тогда люди вынуждены были идти по проезжей части, подвергая свою жизнь опасности.
Когда же ремонт в академии завершился, его решили продолжить в одном из соседних здании – чуть дальше по улице. Сначала он был едва заметен, потому что бурную активность строители развивали на крыше дома. Причем черная текучая и липкая жидкость, похожая на смолу, вытекала внушительной лужей на тротуар через водосточную трубу. Первым методом борьбы с лужей стал банальный мешок для мусора, который ушлые ремонтники привязали к отверстию водостока. Это не спасло тротуар от последствий строительных работ, и тогда его благополучно перегородили красно-белой лентой.
Поскольку вдоль тротуаров Мясницкой, как и везде в центре, припаркованные автомобили днем стоят чуть ли не в два ряда, пешему люду, спешащему на работу, приходилось лавировать между движущихся машин чуть ли не по центру проезжей части. Не спасло ситуацию и появление сетки, закрывшей фасад здания: крюки, за которые она крепилась к асфальту, ввернули в... край тротуара.
Когда же ремонт снаружи здания переместился внутрь и можно было перестать ежедневно нарушать правила дорожного движения, возникла новая опасность. В двух шагах от шедшего на работу корреспондента «НГ» с грохотом рухнул внушительный кусок лепнины, отвалившийся от фасада. Чувство, что от реанимации отделяли какие-то секунды, было настолько сильным, что риск попасть под проезжающий автомобиль показался более приемлемым – благо, на перегруженной Мясницкой они не могут разогнаться...
Прикрыть и осветить. Обычно столь внушительные изменения на столичных улицах происходят под зорким оком инспекторов из Объединенной административно-технической инспекции. Как заверил корреспондента «НГ» сотрудник пресс-службы этого ведомства, около трехсот работников проверяют внешнее благоустройство города чуть ли не в круглосуточном режиме. Причем осматриваются не только фасады зданий, но также и фонари, и зеленые насаждения – все, что можно отнести к внешнему благоустройству.
Что касается ремонта, то ограждения должны устанавливаться строителями строго установленного вида. «Существует несколько видов ограждений, которые были разработаны Москомархитектурой. Основные требования к ним – безопасность и прозрачность. В местах, где есть интенсивное движение пешеходов, должна быть обустроена крытая и освещенная галерея».
Просто взять и перегородить тротуар, по словам представителя ОАТИ, строители не могут: «Есть план производственных работ, и там предусматривается, где и что может быть перегорожено, и эти вещи также заранее оговариваются». А если перегораживание пути пешеходов просто неизбежно, то для них строители должны обустроить специальный проход, крытую галерею. В ОАТИ уверенно заметили, что стройка должна как можно меньше «воздействовать на передвижение москвичей». Искренне хотелось бы верить.
А спрос с кого? Как рассказали все в том же ОАТИ, ответственность за все выявленные нарушения возлагается на самих строителей. Спорные ситуации возникают только в случаях ремонта крыш: работающие на высоте ремонтники как бы не используют городскую территорию.
«Если мы выявляем нарушение, сначала выписываем предписание. В нем обозначается срок, когда недоработка должна быть устранена. Если строители «настаивают на своем» и не устраняют ничего, то накладывается штраф за невыполнение предписания, – объясняет официальный представитель ОАТИ. – В случаях, когда речь идет о здоровье и жизни граждан, по факту выявления нарушения выписываются сразу и предписание, и штраф».
Если предписание организацией не выполняется в установленный срок (не важно, по каким субъективным или объективным причинам), инспектор составляет протокол об административном правонарушении на должностное лицо этой организации, ответственное за «нарушенную» часть работ. Штрафы в случаях таких нарушений составляют от 20 тыс. руб.
Такой протокол рассматривается на комиссии об административных правонарушениях при правительстве Москвы. И если в ходе заседания выясняется, что названный в протоколе человек действительно виновен, то платить ему придется из своего кармана – выплата из бюджета организации в таком случае не предусмотрена. Кроме того, компания, которую он представляет, рискует из-за подобных текущих нарушений оказаться в списке организаций, лишенных права претендовать на городские заказы. А если нарушение достаточно серьезно, инспектор вправе обратиться и в прокуратуру.
И несть им числа. Однако ни пристальное внимание ОАТИ, ни повседневная работа префектур не приводят к тому, чтобы появился и был обнародован список опасных для пешеходов и автовладельцев домов. Дело в том, что, например, в центре Москвы часть домов находится в ведении префектур, а часть – под охраной федеральных структур (как представляющие историческую ценность).
Кроме того, как объяснили корреспонденту «НГ» в пресс-службе префектуры Центрального административного округа, риску попасть под обвалившийся кусок строительных конструкций подвергаются люди, проходящие мимо любого дома. Потому что, говорят в ЦАО, если не следить за состоянием фасада, то этот самый фасад может посыпаться на голову прохожему, даже если возраст дома не превышает 10–20 лет. Например, из панельной многоэтажки кусок цемента, закрывающего швы между панелями, может выпасть с такой же вероятностью, как лепная розочка из дома позапрошлого века.
И, как это нередко бывает, чтобы избежать подобных ситуаций, горожанам лучше всего рассчитывать на собственные силы. Нет, самостоятельно ремонтировать здания или обносить их сетками и заборами никто не предлагает – а вот обратить внимание соответствующих служб можно вполне. Как уточнили в ОАТИ, следить за состоянием домового хозяйства могут не только специальные инспекторы – там принимают и сообщения от простых граждан, обнаруживших опасность для здоровья своих близких или соседей. Достаточно просто обратиться в ОАТИ по телефонам 912-16-28 и 912-13-61, и инспекторы в срочном порядке приедут осмотреть внешне опасное здание. А дальше все зависит от того, на чем больше захотят сэкономить собственник здания или организация, проводящая в нем ремонт, – на репутации, деньгах или лишних заботах по обеспечению безопасности.