Главный следственный изолятор Санкт-Петербурга переживает не лучшие времена. Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
В петербургском СИЗО № 1, более известном как «Кресты», зреет акция неповиновения – голодовка. Об этом вчера сообщила пресс-служба ГУФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Как сказано в сообщении, готовят акцию «авторитеты и лидеры уголовно-преступной среды, находящиеся на свободе». Примечательно, что буквально на днях, 20 сентября, в «Крестах» случилось ЧП, которое СМИ окрестили «бунтом малолеток».
Редчайший случай – представители службы исполнения наказаний сообщили о готовящейся акции заранее. Обычно же все развивалось по иному сценарию: даже если бунт или неповиновение в иной форме и назревали, сообщать о них не было принято. Объяснялось это соображениями оперативного порядка. Когда сорвать акцию не удавалось и она становилась достоянием гласности, начальникам приходилось искать оправдания перед общественностью. «Я вижу в этом позитивные сдвиги, – заявила вчера корреспонденту «НГ» замруководителя Центра содействия реформе уголовного правосудия Людмила Альперн. – Значит, они знают ситуацию, видят, что она получает опасное развитие, допускают, что могут не справиться с ней, и таким образом апеллируют к общественности, к государству. Это свидетельствует о том, что представители пенитенциарной системы правильно оценивают свои возможности».
Людмила Альперн не стала высказывать предположения о том, что могло стать причиной готовящейся акции, сославшись на недостаток информации. Но отметила, что в центр приходит множество писем с жалобами от обвиняемых и осужденных. Есть письма и из «Крестов», но они иного характера – находящиеся под следствием в основном просят помочь юридической литературой. «Это не значит, что условия там идеальные, нужно иметь в виду, что вся переписка идет через цензуру, – отметила правозащитник. – Но люди при большом желании находят способы ее обойти». Акции протеста заключенных СИЗО 25 мая 2007 года заключенные одного из корпусов Бутырского СИЗО объявили голодовку. Причиной голодовки, по словам родственников арестантов, стало отсутствие в изоляторе медицинского обслуживания и горячей воды, плохое качество пищи и непредставление свиданий с родственниками. 13 апреля 2007 года в СИЗО при воспитательной колонии для несовершеннолетних в поселке Винзили Тюменской области заключенные устроили массовые беспорядки. Главное требование заключенных – послабление режима и введение льгот (подъем по желанию, а не по расписанию колонии). 5 сентября 2006 года в московском СИЗО «Чагино» трое осужденных захватили в заложники 15 сотрудников изолятора, в том числе начальника изолятора. Требование – пересмотр приговоров. 7 марта 2006 года 120 заключенных СИЗО № 4, расположенного в московском районе Северное Медведково, объявили голодовку. Массовую акцию протеста спровоцировали действия администрации СИЗО, которые вступили в противоречия с уголовными «понятиями»: заключенные жаловались на то, что надзиратели после приема пищи изымали у них кружки, миски и другие столовые приборы. По данным столичного УФСИН, действия заключенных направлялись и организовывались преступными «авторитетами» с воли. 9 сентября 2005 года 700 заключенных СИЗО «Матросская Тишина» объявили голодовку. Акция протеста началась после того, как один из сотрудников следственного изолятора избил заключенного. 18 мая 2003 года пятнадцать заключенных Бутырской тюрьмы объявили голодовку. Ее причиной стали рейды охранников по камерам, во время которых изымались личные вещи арестантов. «Условия в «Крестах» сносные, я жалоб там не писал, – сказал корреспонденту «НГ» питерский лимоновец Сергей Чекунов, который провел в главном питерском СИЗО четыре месяца. – Что мне там не нравилось, так это пища. Что касается передач, то до меня все доходило, хотя я слышал, что у других некоторые вещи пропадали».
Судя по всему, между «бунтом малолеток» и готовящейся голодовкой существует прямая связь. Как заявил журналистам на минувшей неделе начальник ГУФСИН Владимир Маленчук, первая акция «была спровоцирована взрослыми лидерами преступной среды». В пресс-релизе, который предупреждал о готовящейся голодовке, тоже идет речь о криминальных лидерах и авторитетах, которые вынашивают «намерения дестабилизировать обстановку в учреждениях УИС, спровоцировать сотрудников на применение силы и специальных средств». Правда, по словам Владимира Маленчука, «бунт малолеток» спровоцирован «сидельцами», которые уже установлены, а в пресс-релизе речь идет о находящихся на свободе. Но вполне возможно, что те и другие принадлежат к одним криминальным сообществам.
По информации главы ГУФСИН, из 17 бунтовщиков трое – скинхеды. Один из них обвиняется в убийстве 10-летнего мальчика. Другой подозревается в причастности к убийству заведующей складом Колпинской исправительной колонии. Бунт начался в 16 часов в прогулочном дворике. Взломав замки, бунтовщики напали на двух инспекторов, одному кирпичом разбили голову, устроили небольшой пожар. По словам Маленчука, бунтари требовали, чтобы им предоставили возможность играть в футбол, обеспечили камеры спортинвентарем. Недовольство вызвал и усиленный контроль за содержимым передач. Они также требовали, чтобы им дали возможность общаться с «положенцами» – лидерами, которые решают споры между обитателями СИЗО. Все эти требования в ходе проверки – а в ней участвовали не только представители ГУФСИН, но и прокуратуры, – признаны неправомерными. Прокуратура возбудила уголовное дело по ч. 3 ст. 321 УК РФ (дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества).
Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Игорь Михайлов считает, что главной причиной бунта стала смена руководства «Крестов» (Александр Житенев, проработавший в СИЗО № 1 без малого 35 лет, ушел на пенсию, его сменил Сергей Худорожков). Новый начальник принялся «закручивать гайки», что вызвало недовольство подследственных и осужденных. Хотя начальник ГУФСИН Владимир Мельничук и не связывает ЧП со сменой руководства, но в общении с журналистами косвенно признал, что необходимость подтянуть режимные «гайки» более чем назрела. К примеру, он привел красноречивую цифру: только за последние три недели из камер изъяли около двух сотен мобильных телефонов.
Заместитель директора ФСИН Минюста РФ Эдуард Петрухин считает, что бунт заключенных-подростков в петербургской тюрьме «Кресты» был «проверкой на прочность» нового начальства. «Криминалитет хотел попробовать нового начальника (тюрьмы) на прочность», – заявил Петрухин на пресс-конференции в понедельник в Москве. По его словам, сейчас обстановка в «Крестах» нормализуется.
Были ли в ходе проверок выявлены нарушения прав обитателей «Крестов»? «Пока следствие не закончено, говорить об этом рано», – сказала корреспонденту «НГ» пресс-секретарь прокуратуры Санкт-Петербурга Елена Ордынская.
Справка. Акции протеста заключенных СИЗО
25 мая 2007 года заключенные одного из корпусов Бутырского СИЗО объявили голодовку. Причиной голодовки, по словам родственников арестантов, стало отсутствие в изоляторе медицинского обслуживания и горячей воды, плохое качество пищи и непредставление свиданий с родственниками.
13 апреля 2007 года в СИЗО при воспитательной колонии для несовершеннолетних в поселке Винзили Тюменской области заключенные устроили массовые беспорядки. Главное требование заключенных – послабление режима и введение льгот (подъем по желанию, а не по расписанию колонии).
5 сентября 2006 года в московском СИЗО «Чагино» трое осужденных захватили в заложники 15 сотрудников изолятора, в том числе начальника изолятора. Требование – пересмотр приговоров.
7 марта 2006 года 120 заключенных СИЗО № 4, расположенного в московском районе Северное Медведково, объявили голодовку. Массовую акцию протеста спровоцировали действия администрации СИЗО, которые вступили в противоречия с уголовными «понятиями»: заключенные жаловались на то, что надзиратели после приема пищи изымали у них кружки, миски и другие столовые приборы. По данным столичного УФСИН, действия заключенных направлялись и организовывались преступными «авторитетами» с воли.
9 сентября 2005 года 700 заключенных СИЗО «Матросская Тишина» объявили голодовку. Акция протеста началась после того, как один из сотрудников следственного изолятора избил заключенного.
18 мая 2003 года пятнадцать заключенных Бутырской тюрьмы объявили голодовку. Ее причиной стали рейды охранников по камерам, во время которых изымались личные вещи арестантов.