Несмотря на ввод крупных (более двух тысяч человек) сил Внутренних войск МВД РФ в Ингушетию, республика остается главным очагом нестабильности на Северном Кавказе. В ночь с субботы на воскресенье в городе Малгобек около пяти часов продолжалась перестрелка между боевиками, напавшими на пункт временной дислокации Внутренних войск, и военными.
В результате обстрела из автоматов и гранатометов один офицер погиб, еще двое – офицер и сержант-контрактник – получили серьезные ранения. Двое боевиков, участвовавших в этой акции, как сообщил «НГ» руководитель пресс-службы МВД Ингушетии Яхья Хадзиев, попытавшиеся скрыться на автомашине, после длительной погони были блокированы и уничтожены. Личности террористов установлены. По словам собеседника «НГ», оба они находились в федеральном розыске за участие в рейде боевиков на Ингушетию в июле 2004 года.
Несмотря на участившие боестолкновения и теракты, руководители правоохранительных органов Ингушетии заявляют, что они контролируют ситуацию. А депутаты Народного собрания Ингушетии в минувшую субботу выступили с заявлением, в котором поддержали политику президента республики Мурата Зязикова и обвинили во всем происходящем в регионе некие внешние силы. Последнее обвинение мог бы подтвердить задержанный накануне казначей боевиков Юсуп Богатырев, но он сразу же после помещения в СИЗО скончался, как утверждают в правоохранительных органах, от сердечного приступа.
Похоже, длящаяся уже не первую неделю масштабная спецоперация в Ингушетии так и не привела к ожидаемым результатам. «Проведение «профилактических мер» военными, как показывают события последних нескольких лет, нередко сопровождаются превышением служебных полномочий и неадекватным применением силы, – заявил «НГ» председатель правозащитного объединения «Свободное слово» Камиль Магишев. – Это также на руку провокаторам – заказчикам убийств учителей и врачей. Ведь пострадавшие от военных нередко пополняют ряды боевиков. Поэтому для Ингушетии одинаково провокационны и убийства безвинных женщин, и грубо исполненные зачистки. Магас, заверяя всех, прежде всего Москву, в контролируемости ситуации, по сути, сам находится в заложниках обстоятельств. Власть не состоянии влиять на спецслужбы и военных, так как это федеральные структуры. И в то же время она не в силах самостоятельно противостоять вылазкам боевиков».
«Совпало сразу несколько обстоятельств, – заявил «НГ» член научного совета Московского фонда Карнеги Алексей Малашенко. – Во-первых, непростые отношения внутри в ингушском обществе, где действуют разные кланы. При этом Мурат Зязиков опирается больше на Москву, чем на них. Его популярность в республике не особо высока. Исходя из этого, удары наносятся по Зязикову, его родственникам. Во-вторых, исламисты и прочая подобная публика осели в Ингушетии именно потому, что власть здесь не так прочна. Наконец, в-третьих, у меня такое ощущение, что между недовольными Зязиковым, в том числе из основных заметных кланов, и этими исламистами существует пусть не договоренность, но какое-то взаимопонимание. Вот это, видимо, и придает им силы».
«И Чечня, и Ингушетия примерно равнозначны в плане нестабильности, – полагает секретарь ЦК КПРФ Олег Куликов. – Да и во всех республиках Северного Кавказа примерно один уровень фундаментализма. И это фактор, который управляется извне. Федеральные власти наконец-то обратили большое внимание на Ингушетию, но они, похоже, несколько задержались из-за того, что местные власти долго убаюкивали Центр, утверждая, что контролируют ситуацию. А оказалось, что Магас ситуацию контролирует недостаточно».
С этой оценкой согласен и депутат Госдумы от «Единой России» Франц Клинцевич: «Сегодня достаточно жестко наведен порядок в Чечне и там сложнее проводить теракты в связи с мощной концентрацией сил и средств. В Ингушетии же, начиная с начала 90-х годов, боевики всегда отсиживались и зализывали раны, не пытаясь там действовать. Но когда Зязиков начал наводить порядок, естественно, появилось сопротивление. Наконец, к сожалению, противоречия внутри политической и экономической элиты республики насколько сильны, что они переросли вот в такие проявления. Об этом все знают, просто никто не говорит. Наконец, наши зарубежные «друзья» никогда не перестанут находить и средства, и людей, чтобы создавать вот такие очаги напряженности. Жизнь у нас такова, что всегда найдутся люди, которые готовы получать деньги за смерть».
Иная точка зрения на происходящее в Ингушетии у лидера «Союза правых сил» Никиты Белых: «События в Ингушетии, возможно, лишь демонстрируют то, что действующая власть в республике недостаточно эффективна. Именно поэтому так часто ведутся разговоры о возможной отставке Зязикова. Мне кажется, это не самый эффективный руководитель региона».
Впрочем, как заявил в минувшую субботу полпред президента РФ в Южном федеральном округе Дмитрий Козак, никаких кадровых изменений в Ингушетии из-за последних терактов не планируется. «Это твердая позиция», – подчеркнул полпред. Получить какой-либо комментарий из полпредства «НГ» вчера не удалось. Мобильный телефон пресс-секретаря южного полпреда Федора Щербакова был вне зоны досягаемости.
Нежелание Кремля менять Зязикова можно было бы понять, если бы ситуация в республике улучшалась. Все понимают, что меры по наведению порядка всегда сталкиваются с сопротивлением. На любом уровне. Однако «упорствовать в ереси» и оставлять на своем месте человека, который демонстрирует стойкую неспособность навести порядок на подконтрольной территории, – безответственно. Ведь расплачиваться за кадровые ошибки власти приходится самой дорогой монетой – жизнью мирных и служивых людей.
Ингушетия: убийства, нападения, взрывы
5 сентября с.г. в Малгобекском районе республики обстреляно расположение мобильного отряда МВД РФ. Ранены трое военнослужащих.
31 августа у Дома культуры в центре Назрани взорвалась заминированная автомашина. Погибли три милиционера, двое ранены.
30 августа в Карабулаке неизвестные убили семью русской учительницы Веры Драганчук. Погибли ее муж и двое сыновей.
23 августа в Назрановском районе подорван бронетранспортер ВВ МВД РФ. Один человек погиб, пятеро ранены.
22 августа в станице Троицкая Сунженского района обстрелян милицейский «УАЗ». Два человека ранены.
17 августа совершено нападение на воинскую часть в Сунженском районе. Обстрелу подверглось подразделение расквартированного в станице Троицкая 503-го мотострелкового полка 58-й армии Минобороны РФ.
14 августа в Назрановском районе у населенного пункта Яндыры бандгруппа напала на подразделение военнослужащих ВВ. Три человека получили ранения.
11 августа в станице Троицкая совершено покушение на и.о. начальника Сунженского РОВД Ису Мержоева.
6 августа убит сотрудник РУВД Малгобека Алихан Албаков. Милиционер был расстрелян из автомата в подъезде своего дома.
18 июля на кладбище во время траурной церемонии прогремел взрыв, пострадали 11 человек.
16 июля в станице Орджоникидзевская расстреляны учительница Людмила Терехина и двое ее детей.
26 июня в Магасе из автоматического оружия и гранатометов обстреляно здание администрации президента Ингушетии и региональное управление ФСБ РФ.
25 июня в Назрани из подствольных гранатометов обстрелян пункт постоянной дислокации полка Внутренних войск МВД РФ.
Ростов-на-Дону-Москва