Летнюю сессию Священного Синода Русской Православной Церкви (РПЦ) не стали переносить на осень, хотя, по информации «НГР», такая возможность рассматривалась. 21 августа иерархи во главе с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II собрались в патриаршей резиденции в Чистом переулке. «Традиционное заседание в июле у нас не получилось», – заявил Алексий II, открывая сессию. В некоторых СМИ, в том числе и на радио «Эхо Москвы», сообщалось, что заседание «не получилось» по причине нездоровья Предстоятеля РПЦ. В Московской Патриархии эту информацию не комментировали.
Последний раз Синод собирался 16 мая, накануне подписания Акта о каноническом общении с Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ). С тех пор событий и проблем, требующих обсуждения, накопилось предостаточно. С восстановлением единства Русской Церкви не все прошло гладко, в РПЦЗ – новый мини-раскол, сопротивление сближению с Москвой в Зарубежной Церкви по-прежнему сильно. Осмелел епископ Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан), с ультраконсервативной критикой руководства РПЦ, «поддерживающего демократию и экуменизм», он выступает теперь регулярно. Более того, СМИ накануне заседания Синода ожидали от него какой-то резолюции по поводу «письма академиков». Не дождались...
Если почитать журналы заседаний Синода, то может показаться, что у РПЦ вообще нет проблем. Синод благодарит Господа за подписание Акта о каноническом общении, двое клириков Кемеровской епархии РПЦ по просьбе архиепископа Берлинского и Германского Марка (Арндта) отправляются на служение за границу. Канонизируются святые – от «Собора святых, в земле Британской и Ирландской просиявших», до короля Венгрии Стефана I. В Россию то и дело привозят чудотворные мощи. Активны Патриарх и другие иерархи, они выезжают за границу, посещают епархии в России и за рубежом. Содержание выступлений иерархов на международных и межцерковных форумах у Синода вызывает чувство «удовлетворения», равно как и уровень взаимодействия РПЦ и властей на местах. Даже клирики, перешедшие в юрисдикцию Константинополя без отпускных грамот, теперь получают оные.
По завершении Синода журналисты напряженно искали, из чего бы сделать новость. Иерархи обошли молчанием «письмо академиков», как будто оно совершенно не касалось Церкви. Что касается проблем Зарубежной Церкви, то их, судя по всему, временно решено отдать на откуп Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Примечательно, кстати, что согласно Акту о каноническом общении, архиереи РПЦЗ «участвуют в установленном порядке в заседаниях Священного Синода». Было бы вполне логично пригласить представителя Зарубежной Церкви на первое после подписания исторического документа заседание. Однако этого не произошло.
От Синода с весны ждут если не решений, то хотя бы каких-то высказываний по «казусу Чукотского Диомида». В марте он ограничился косвенными ссылками на постановления XI Всемирного русского народного Собора, на котором эта проблема также обсуждалась лишь вскользь. Теперь же Синод и вовсе промолчал. В чем дело, ведь участники Синода едва ли готовы солидаризироваться с позицией епископа Диомида? Ищут подходящее наказание? Тогда неудовольствие Синода должно быть как-то обозначено в журналах его заседаний: епископа можно, например, вызвать «на ковер». Может быть, считают выступления Диомида проявлением «допустимого разномыслия»? Тогда нужно смело заявить об этом на заседании Синода.
Последовательное молчание иерархов РПЦ по наиболее злободневным вопросам церковной жизни (посещение Патриархом Вологды или учреждение орденов и медалей к таковым едва ли относятся) неизбежно скажется негативно на восприятии Церкви обществом. С одной стороны, может сложиться впечатление, что Церковь просто-напросто прячет голову в песок. С другой стороны, за Московским Патриархатом закрепляется имидж крайне закрытой организации, которая пытается решать свои проблемы келейно. Однако все эти проблемы так или иначе касаются общества и постоянно обсуждаются в СМИ! Келейность в эпоху гиперкоммуникации – абсурд!
Впрочем, одно важное и долгожданное решение Синод все же принял: освободил молдавского епископа Петра (Мустяцэ) от управления Унгенской и Ниспоренской епархией. То есть учел мнение верующих и духовенства епархии, принявших в штыки назначение епископа, который по своим моральным качествам не соответствует их представлениям о носителе столь высокого церковного сана (см. «НГР» № 19 от 01.11.06). В этом случае Синод продемонстрировал открытость. Чего ожидать от иерархов по осени? Может быть, на следующей сессии руки синодалов дойдут и до «дела Диомида»?