«Плод праведника – древо жизни» (Притчи 11:30). Именно эти библейские строки приходят на ум, когда вспоминаешь почившего 5 августа бывшего архиепископа Парижского, члена Французской академии, кардинала Жан-Мари Люстиже. «Праведник» – библейское понятие, соединяющее иудейскую и христианскую традиции и в наибольшей степени подходящее для понимания личности покойного иерарха Католической Церкви.
Пластика ума, эрудированность, личный магнетизм, укорененность во внутренней религиозной жизни и традиции Церкви – все это о Жан-Мари Люстиже. Мои встречи с ним были краткими, но очень памятными. Со временем как-то выцвела их содержательная сторона, но еще ярче стали восприниматься образ человека и то послание, которое он нес в себе. Послание христианской радости и ни с чем не сравнимой еврейской мудрости.
Да, он был одним из немногих в истории Католической Церкви епископов-евреев. Более того, он стал кардиналом-евреем. Нареченный при рождении Аароном, он принял христианство сознательно, но не отрекся ни от своего народа, ни от своего еврейства. Себя он называл «состоявшимся евреем» и, став архиепископом Парижским, заявил: «Для меня призвание Израиля состоит в том, чтобы нести свет неевреям».
Эта позиция вызвала оживленные споры в еврейских кругах Франции: можно ли считать его евреем, если он отказался от своей «идентичности», приняв христианство. Споры обострились в 1988 году, когда Люстиже, уже будучи архиепископом Парижским и кардиналом, получил премию Nostra aetate за вклад в развитие иудео-христианского диалога от католического университета Святейшего Сердца в Фейерфилде (штат Коннектикут, США). Антидиффамационная Лига (правозащитная еврейская организация) заявила тогда, что «не стоило его награждать, потому что он – обращенный, что делает его плохим примером».
В 1995 году главный раввин Рима Риккардо ди Сеньи отказался присутствовать на одной конференции вместе с кардиналом Люстиже. Впрочем, «коллеги» ди Сеньи не одобрили его ригоризма. И не случайно в день похорон кардинала Люстиже в соборе Нотр-Дам 10 августа его двоюродный брат Арно Люстигер, правоверный иудей, прочитал погребальную еврейскую молитву Кадиш.
Кардинал Люстиже – выходец из семьи Люстигеров, евреев-эмигрантов из Польши. Его дед был раввином. Люстиже – прежде всего человек веры, за свои убеждения получивший характеристику «современный традиционалист». Противник «левого уклона» и уступок духу «века сего» в христианской жизни и в то же время непримиримый критик политического традиционализма, окрашенного в католические тона. Свидетельство тому – с одной стороны, его радикальные расхождения с ультралевым католическим епископом Эвре Жаком Гайо, приведшие к отставке последнего, с другой – последовательная отповедь покойного кардинала политической программе Жан-Мари Ле Пена, лидера ультраправого «Национального фронта».
Для Франции, «родины секуляризма», такая позиция церковного иерарха представляется необычайно значимой. Смысл ее в противостоянии соблазнам как слева, так и справа. Слева – допустить секуляризм в церковную жизнь, оправдав его как «вызов времени», справа – поддаться опасной химере и поддержать восстановление «традиционного порядка», при котором Церкви уготовано место почетной заложницы правой политической утопии.
Каким же запомнили покойного кардинала современники? Папа Бенедикт XVI: «пламенный пастырь», «человек веры и диалога», «прозорливый интеллектуал». Патриарх Алексий II: «мудрый иерарх Римско-Католической Церкви», жизнь которого «была отмечена пастырской открытостью к людям, напряженностью мысли, готовностью к диалогу с людьми других вер и убеждений». Президент Франции Николя Саркози: «великая фигура духовной, нравственной, интеллектуальной и, конечно, религиозной жизни нашей страны». Экс-президент Жак Ширак: «блистательная личность», «бесспорный духовный и нравственный авторитет».