После взрыва три вагона «Невского экспресса» сошли с рельсов и опрокинулись.
Фото Reuters
Взрыв на Октябрьской железной дороге, остановивший «Невский экспресс», снова заставил вздрогнуть всю страну. Это девятый «железнодорожный» теракт в России с 1996 года.
Президент РФ Владимир Путин, пребывавший в Туве, связался по телефону с директором ФСБ России Николаем Патрушевым и, выслушав его доклад, поручил держать его в курсе расследования. Глава государства раздал также поручения руководителям Минтранса, Минздравсоцразвития, МЧС. В контакте с руководством РЖД они должны сосредоточиться на решении двух главных задач: оказании помощи пострадавшим и скорейшем восстановлении движения.
Особый акцент ЧП, чудом обошедшемуся без жертв, придает следующий факт: взрыв прогремел за два с половиной часа до наступления дня, от которого отсчитывается время до проведения декабрьских выборов в Госдуму.
- «Невский Экспресс» не доехал до Питера (НГ 14.08.2007): 13 августа в 21.38 потерпел крушение скоростной поезд «Невский экспресс» Октябрьской железной дороги, следовавший по маршруту Москва – Санкт-Петербург.
- Взрыв на пути «Невского Экспресса» (НГ 14.08.2007)═[обновления]
Родившиеся в рубашках
Разные источники вчера называли разное количество пострадавших. К примеру, по данным РИА Новости, пострадали 60 человек, 30 из них были госпитализированы. Северо-Западная транспортная прокуратура, возбудившая уголовное дело по ч. 3 ст. 205 УК РФ (терроризм), вчера обнародовала иные данные: 27 пострадавших, из которых 6 человек госпитализированы. «Всего в Маловишерскую центральную районную больницу обратились 25 человек, – сообщил корреспонденту «НГ» заместитель главврача больницы Михаил Макар. – Двое были в тяжелом состоянии».
- Локомотив "Невского экспресса" пролетел 700 метров (НГ 15.08.2007):═И никто не вспомнит, что ЧС200-004 проходил капремонт на ЯЛРЗ. Что его прозвище в депо – «Сарай Загадок».
Но все источники сходятся в одном: жертв нет. Можно считать, что двум с лишним сотням пассажиров (на «Невский экспресс», по данным РЖД, был продан 231 билет) и членам бригады поезда (20 человек) крупно повезло. Последствия теракта могли быть очень тяжелыми. Видимо, именно на это и рассчитывали злоумышленники, закладывая взрывное устройство за мостом, через который должен был проследовать экспресс.
Расчет был на то, что при взрыве часть поезда рухнет с моста в реку. Но террористы не учли один фактор – скорость экспресса. Как сообщила корреспонденту «НГ» сотрудник пресс-службы РЖД Ирина Шабанова, поезд на этом участке двигался со скоростью 130 километров в час. Именно благодаря этому, когда в 21.38 бомба сработала, уже подорванный состав продолжил движение и все вагоны успели проскочить мост. Это тот редкий случай, когда высокая скорость была спасительной, а не губительной, как обычно. С другой стороны, скорость оказалась для данной ситуации, что называется, оптимальной. По мнению специалистов, если бы экспресс шел значительно быстрее, то и опрокинувшихся вагонов было бы намного больше (сойдя с рельсов, упали на бок три вагона – бригадирский, вагон-ресторан и обычный пассажирский, другие остались в вертикальном положении). Поневоле вспоминается выражение «родившиеся в рубашке».
Свидетелей происшествия нет
Кто мог пойти на это преступление? Несмотря на то что расследование дела ведет Северо-Западная транспортная прокуратура, ей в помощь из Москвы направлены оперативно-следственные группы из прокуроров-криминалистов Генпрокуратуры РФ, а также специалистов ФСБ, МВД и МЧС. На место происшествия вчера выехал также заместитель генпрокурора РФ Александр Бастрыкин. Результаты расследования пока скромны. По неофициальным данным, вчера на месте подрыва поезда обнаружены электрические провода, с помощью которых террористы привели в действие взрывное устройство. Точно такая же схема была использована 12 июня 2005 года при подрыве поезда Грозный–Москва в Подмосковье. А источники Интерфакса в правоохранительных органах утверждают, что аналогичная по конструкции бомба применялась при покушении на главу РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса в марте 2005 года.
Как заявил вчера заместитель начальника департамента МВД по обеспечению безопасности на транспорте Георгий Фоменко в эфире телеканала «Вести 24», сотрудники правоохранительных органов на основании свидетельских показаний создадут фоторобот подозреваемых в совершении преступления. «Удалось установить лиц, которые видели «сомнительных граждан», и сейчас создается идентификационный портрет, с помощью которого будет проводиться розыск», – сказал он, подчеркнув, что эта работа ведется совместно с представителями ФСБ. Георгий Фоменко также отметил, что свидетелей ЧП пока установить не удалось.
Следствие наверняка будет отрабатывать также и версию хулиганства. Тем более что, как рассказал корреспонденту «НГ» известный в Новгородской области поисковик Александр Орлов, в 1996 году здесь уже имел место подобный случай. Группа жителей Окуловки пытались на этом же перегоне пустить под откос скорый поезд «Аврора». Они раскрутили гайки на стыках и развели рельсы в стороны, намереваясь помародерствовать. Аварию предотвратила система автоблокировки, которая после повреждения полотна привела к включению запрещающего сигнала семафора. Четверо преступников получили от 2 до 10 лет лишения свободы. «Версия хулиганства маловероятна, – считает Александр Орлов. – Добыть взрывчатку – не проблема, черных копателей много, но дураков среди них нет».
РЖД поможет пострадавшим
Вчера министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил, что вопрос о выплате компенсаций пострадавшим будет рассмотрен компанией «РЖД» после того, как установят причины произошедшего. А вице-президент ОАО «РЖД» Олег Атьков в беседе с корреспондентом «НГ» опроверг слухи, будто материальные и моральные убытки пассажирам не будут возмещены: «Компания, занимающаяся страхованием пассажиров, выплатит все причитающиеся компенсации».
Полностью восстановить движение поездов руководство РЖД планировало вчера в течение суток. Все поезда сообщением Москва – Санкт-Петербург отправлялись вчера объездными маршрутами, в результате чего они задерживались в пути на 8 – 9 часов.
Корреспондент «НГ» сделал попытку встретиться с пассажирами, которых госпитализировали в дорожную клиническую больницу РЖД в Санкт-Петербурге. Однако, пресс-секретарь ОАО «РЖД» Светлана Минина, дежурившая здесь, отказалась провести корреспондента «НГ» к пациентам, сославшись на то, что они находятся в шоковом состоянии. Журналистов допустили лишь в реанимацию, чтобы они могли убедиться в том, что там нет ни одного человека. Лишь в парке около больницы корреспонденту «НГ» удалось поговорить с родственниками одного из пострадавших. По их словам, он не слышал звука взрыва, а лишь увидел в окне вспышку, которую принял за молнию. Когда состав накренился, пассажир упал и сломал руку и только тут понял, что поезд подорвали.
Как рассказала Светлана Минина, в общей сложности 60 человек обратились за медицинской помощью. Многим она была оказана на Московском вокзале. 22 человека получили консультации психолога. В больницу были доставлены 19 человек, из которых трое отказались от госпитализации. «Всего было госпитализировано 17 человек с переломами конечностей, ушибами, сотрясениями мозга и порезами», – добавила Светлана Минина. По данным на 13.00, состояние трех человек расценивалось как средней степени тяжести, 14 – как удовлетворительное.
Вчера лидер ЛДПР Владимир Жириновский высказал предположение, что теракт связан с недавней сменой власти в регионе. Новый губернатор Новгородской области Сергей Митин в интервью «НГ» эту версию опроверг: «Дискредитировать меня нечем, потому что это случилось лишь на шестой день после моего назначения».
Санкт-Петербург-Москва
Теракты на объектах РЖД
25 июля 1996 г. В Волгограде взорван вагон пассажирского поезда, прибывшего из Астрахани. Бомба сработала, когда люди покинули поезд.
12 августа 1996 г. Взрыв в вагоне поезда Астрахань–Волгоград на станции Трубная. Один человек погиб, 8 получили ранения.
23 апреля 1997 г. Взрыв на вокзале Армавира. Три человека погибли и более 10 ранены.
28 апреля 1997 г. Взрыв на вокзале в Пятигорске. Два человека погибли, 17 ранены.
3 сентября 2003 г. Два взрыва под электричкой Кисловодск–Минводы (перегон Подкумок–Белый Уголь). 4 человека погибли, более 50 ранены.
5 декабря 2003 г. Взрыв в электричке Кисловодск–Минводы в Ставропольском крае на подъезде к Ессентукам. Погибли около 50 человек.
29 мая 2004 г. В Северной Осетии подорван пассажирский поезд № 34 Москва–Владикавказ. При обследовании места происшествия были обнаружены еще две несработавшие бомбы. Никто из пассажиров серьезно не пострадал.
12 июня 2005 г. В Подмосковье на участке Узуново–Богатищево подорван поезд Грозный–Москва. Пострадали 42 человека. Обвиняемые Владимир Власов и Михаил Клевачев приговорены к 18 и 19 годам тюремного заключения соответственно.