Израиль продолжает отказывать в признании Иерусалимскому Патриарху Феофилу III и считает законным главой Иерусалимской Православной Церкви Иринея I, низложенного в 2005 году. 15 июля этого года Ириней в качестве главы Церкви принимал участие в церемонии инаугурации нового президента Израиля Шимона Переса, в то время как Феофил III даже не получил приглашения. Израильское правительство продолжает считать Феофила всего лишь епископом Фаворским, хотя он признан в сане Патриарха главами всех поместных Православных Церквей, с одной стороны, и правительствами Иордании и Палестинской автономии – с другой. Однако для подтверждения легитимности своего статуса Феофилу III не хватает признания еще одного правительства – израильского. Согласно традиции избрание Иерусалимского Патриарха должно быть подтверждено всеми светскими властями на территории Святой земли.
Причиной низложения Иринея I два года назад стали незаконные операции с продажей церковной недвижимости в Иерусалиме израильским коммерсантам. Хотя причастность экс-Патриарха к махинациям не была доказана полностью, это вызвало бурю возмущения среди палестинских христиан-арабов, которые составляют большую часть прихожан Иерусалимской Церкви. Ириней был запрещен в служении, а Патриархом избран Феофил, который отменил сделку, совершенную при его предшественнике. Чтобы вернуть греческому духовенству Иерусалимского Патриархата доверие арабской паствы, он также сделал епископом араба Аталлу Ханна (см. об этом «НГР» № 18 от 07.12.05).
Однако в этом году поддержка Патриарха Феофила со стороны православных арабов стала, похоже, иссякать. Косвенным подтверждением кризиса, в котором находится Иерусалимский Патриархат, стал отзыв Иорданией 12 мая грамоты о признании Патриарха Феофила. Причина тому – неспособность вернуть в собственность Церкви уже проданные земли, в том числе гостиничный комплекс у Яффских ворот в Иерусалиме. В израильских СМИ появилась версия о том, что иорданские власти хотят видеть Иерусалимским Патриархом араба Ханна, а не грека Феофила. Однако слухи остались слухами – в июне Иордания вновь признала Феофила. Это произошло после горячих просьб с его стороны и призыва главы Всемирного Совета Церквей Сэмуэля Кобиа оставить в силе признание «единственного законного Иерусалимского Патриарха». И все же в течение месяца преемник апостола Иакова находился в отчаянном положении: его признавала лишь Палестинская автономия, уже находившаяся на грани гражданской войны.
Сам Феофил объяснил инцидент с отзывом Иорданией верительной грамоты кознями предшественника. Версия сомнительная: Ириней слишком скомпрометировал себя в глазах арабов, чтобы власти Иордании стали входить с ним в тесный контакт. Однако в ближневосточной политике, наверное, и не такое возможно. Достаточно вспомнить, что Израиль в течение трех лет не признавал избрание Патриархом Иринея I в 2001 году, подозревая в нем антисемита. Теперь же низложенный Ириней для еврейского государства – чуть ли не «свой» Патриарх в отличие от «проарабского» Феофила. При этом сам экс-Патриарх до сих пор отрицает свою причастность к злополучной сделке и не собирается уходить на покой даже после призыва Константинопольского (Вселенского) Патриарха Варфоломея I.
В контексте арабо-израильского противостояния Иерусалимская Православная Церковь (а точнее – принадлежащие ей земли) становится ареной для борьбы этих двух могущественных лагерей. О том, что значат земли Иерусалимского Патриархата для Израиля, достаточно сказать, что на них на правах аренды расположены Кнессет, резиденция президента страны и Верховный суд. С другой стороны, в Иордании действует закон 1958 года, запрещающий продажу любой собственности в Иерусалиме (право Иордании охранять исламские и христианские святыни Иерусалима было признано Израилем в 1994 году). Нарушение именно этого закона, с ведома Патриарха Иринея или нет, повлекло за собой нынешний кризис. Спор между Феофилом и Иринеем должен до конца этого года рассудить израильский Высший суд справедливости (БАГАЦ). Однако заранее можно сказать, что арабы-христиане вряд ли признают решение, противоречащее их интересам.