Александр Звягинцев уверен, что никто не будет переписывать Конституцию ради выдачи Лугового.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Генеральная прокуратура РФ произнесла очередную отповедь в адрес Великобритании относительно выдачи органам правосудия этой страны гражданина РФ Андрея Лугового, обвиняемого британской стороной в убийстве экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко. Заместитель генпрокурора РФ Александр Звягинцев на вчерашней пресс-конференции назвал беспрецедентными попытки Лондона «расправиться с российской Конституцией» ради того, чтобы заполучить одного человека.
«Конституция – это такой закон, перед которым все остальные законы на цыпочки встают. Его нельзя перекраивать, руководствуясь сиюминутными соображениями», – заявил Александр Звягинцев. Досталось от замгенпрокурора и тем, кто предлагал российской стороне найти «законные способы» передачи Лугового британской Фемиде, не трогая Конституцию РФ. «Еще более неадекватными являются призывы британских официальных лиц с предложениями найти способ обойти требования Конституции (с подобной инициативой, в частности, выступил на днях посол Великобритании в России Тони Брэнтон. – «НГ»), – подчеркнул заместитель генпрокурора. – Получается, захотелось – значит, можно наплевать на Основной закон». Обвинив британских сторонников обходных путей в непомерных амбициях и чванстве, он также порекомендовал им «сначала заглянуть в российский Уголовный кодекс – это сразу отрезвит их наступательный порыв».
Читайте также:
Представитель Генпрокуратуры вспомнил также времена, когда британская сторона вообще не ставила вопрос о выдаче Лугового. «Британские санкции последовали после прихода к власти нового правительства», – отметил Звягинцев. Он также акцентировал внимание на том, что британская сторона, заявляя о своей готовности к сотрудничеству в расследовании дела Литвиненко, на самом деле не исполняет запросы российской стороны о правовой помощи, что сильно затрудняет расследование уголовного дела, возбужденного в России.
Тем не менее Александр Звягинцев не считает ситуацию тупиковой. «Приемлемые решения есть, мы их видим и предлагали британской стороне», – сказал замгенпрокурора. Приемлемый вариант – это передача британцами материалов дела в Россию, где и будет решаться вопрос о привлечении виновных к ответственности. Однако, как было заявлено вчера, в материалах британского расследования очень много нестыковок, неточностей и мало доказательств, что ставит под сомнение объективность расследования в целом.
По мнению заместителя начальника управления по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры РФ Андрея Майорова, британские следователи избирательно отнеслись к фактам и сведениям, имеющим прямое отношение к гибели Литвиненко. В частности, по его словам, ими умалчивается, что во многих местах по пути следования Литвиненко, Лугового и Ковтуна следов полония не было обнаружено, но просьбы российской стороны еще раз обследовать эти объекты не были удовлетворены. Нет, по словам Майорова, у британских следователей и ответа на вопрос, почему Луговой, если он действительно собирался расправиться с Литвиненко, избрал столь опасный для него самого способ устранения, если имеются тысячи других, не менее надежных.
Российские следователи склоняются к версии, что Литвиненко был отравлен полонием еще до встречи с Луговым и Ковтуном. Именно поэтому, как отметил Майоров, в российском уголовном деле, возбужденном в декабре прошлого года по факту гибели Александра Литвиненко и покушения на Дмитрия Ковтуна, Луговой проходит в качестве свидетеля – то есть никаких доказательств его причастности к убийству у российских следователей нет. Звягинцев также заметил, что гибель Литвиненко стала крайне нежелательным событием – и даже «ударом» – для российских правоохранительных органов, поскольку они видели в нем очень важного свидетеля по другим уголовным делам.
Судя по всему, сотрудничество Москвы и Лондона в расследовании дела Литвиненко будет и далее сворачиваться, хотя замгенпрокурора и высказывал оптимистичные надежды. Возможно ли раскрыть это получившее международный резонанс преступление без помощи спецслужб Великобритании? «Возможно все, что не противоречит законам физики», – ушел от прямого ответа на вопрос корреспондента «НГ» Александр Звягинцев. Но подтекст читается.