Труд гастарбайтеров тяжел, а быт небезопасен.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
Столь резкой реакции властей как федерального, так и регионального уровня на массовое отравление рабочих турецкой фирмы «Энка», строивших терминал «Шереметьево-3» и торговый центр «ИКЕА-Химки», не было уже давно, хотя подобные ЧП уже имели место и на стройках, и в оздоровительных лагерях, и даже на губернаторских балах. Компании грозят самые жесткие санкции, а ее стройплощадки рискуют обезлюдеть.
«Энка» взяла рекордную планку по числу попавших на больничную койку – госпитализировано свыше 300 человек. А в целом за медицинской помощью, по данным пресс-секретаря губернатора Московской области Андрея Барковского, обратились около 1000 рабочих.
Главный государственный санитарный врач РФ, руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, оценивая произошедшее, не стеснялся в выражениях. «По предварительным данным, причиной вспышки (заболевания сальмонеллезом. – «НГ») послужило употребление на ужин на строительной площадке 19 июня картофеля с фаршем, приправленного сырым яйцом, – заявил он в субботу Интерфаксу. – В меню это варево называлось «суфле». Что касается фирмы «Энка», то, по словам главного государственного санитарного врача, она «отличается многие годы вопиющим попранием элементарных гигиенических норм и организации труда, отдыха и питания рабочих». Он вспомнил прошлогодний аналогичный случай, когда массовое отравление рабочих той же фирмы произошло в центре Москвы на строительстве гостиницы. «Самостоятельного уголовного преследования заслуживают условия проживания рабочих», – подчеркнул глава Роспотребнадзора.
И как в воду глядел. В тот же день Солнечногорская городская прокуратура по итогам проверки сведений о массовом отравлении возбудила уголовное дело по части 1 статьи 236 УК РФ – «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей».
По указанию правительства Московской области был создан оперативный штаб по ликвидации последствий ЧП. В субботу утром состоялось заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям. А накануне, в пятницу, Андрей Барковский заявил, что на заседание приглашены руководители строительных подразделений, где работали пострадавшие. «Если они не придут, то к их приглашению привлекут сотрудников правоохранительных органов», – пригрозил он. Явились ли представители «Энки» или же проигнорировали столь жесткое приглашение, выяснить не удалось по причине выходного дня. Однако в пресс-релизе, распространенном после заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям, сказано буквально следующее: «У комиссии вызвал недоумение тот факт, что все мероприятия по оказанию помощи пострадавшим людям проводились без участия руководителей фирмы «Энка».
Рабочие – а среди них были не только граждане Турции, но и Таджикистана и Узбекистана – проживали на территории бывших ведомственных детских оздоровительных лагерей «Искорка» и «Морозовка». «Громовская» комиссия уже отметила, что такое перепрофилирование «осуществлялось без согласования с местными администрациями». К тому же все требования местных властей, касающиеся соблюдения санитарно-гигиенических норм, руководством фирмы игнорировались. Нетрудно представить, в какой ситуации окажется «Энка», если будет наложен запрет на размещение рабочих в упомянутых лагерях. Более того, Геннадий Онищенко уже распорядился «проверить все строительные площадки, подрядчиками на которых выступает данная фирма». Поводов для того, чтобы «перекрыть ей кислород», более чем достаточно. Однако в таком случае власть получит другую проблему – недострой.
Что касается пострадавших, то они пока проходят курс лечения. К примеру, в центральной больнице Солнечногорского района корреспонденту «НГ» подтвердили, что к ним со стройки поступили 34 пациента. На этом разговор с дежурной и закончился. «Нас просили никакой информации о них не давать», – пояснила она. На вопрос, как чувствуют себя больные, заметила: «Могу только сказать, что до выписки им еще далеко».