Майор Алексей Перелевский выслушал приговор в одиночестве.
Фото ИТАР-ТАСС
Вчера в Северо-Кавказском окружном военном суде в Ростове-на-Дону тихо, без пикетов и массовых выступлений, завершился судебный процесс по делу Ульмана – одному из самых громких уголовных дел последних лет, связанных с обвинениями против действий военных в Чеченской Республике. Оглашение приговора группе бывших спецназовцев ГРУ во главе с капитаном Эдуардом Ульманом заняло всего около часа. На этот раз все четверо подсудимых были признаны виновными по всем пунктам обвинения: «убийство», «превышение должностных полномочий», «умышленные уничтожение или повреждение имущества». Однако под стражу в зале суда взяли только одного из осужденных. Сам Ульман вместе с двумя подельниками с апреля с.г. находится в бегах, поэтому приговор в отношении них был вынесен заочно.
Единственный из подсудимых, присутствующий в зале суда, – майор Алексей Перелевский, обвиняемый в отдаче приказа о расстреле шести мирных жителей, – приговорен к 9 годам колонии строгого режима. Командир разведчиков капитан Эдуард Ульман, прапорщик Владимир Воеводин и лейтенант Александр Калаганский, находящиеся в федеральном розыске, осуждены соответственно на 14, 12 и 11 лет строгого режима. Подсудимые (кроме уволившегося в запас Воеводина) лишены права в течение трех лет занимать военные должности в ВС РФ. Все они также должны выплатить каждому из восьми потерпевших по 500 тыс. руб. в качестве компенсации морального ущерба.
Гособвинитель Николай Титов ранее просил приговорить Ульмана и Перелевского к 23 годам лишения свободы, Воеводина – к 19, а Калаганского – к 18 годам. Тем не менее он остался доволен решением суда. «Главное, что приговор обвинительный, то, что мы и требовали, – заявил он. – А то, что наказание, которое назначил суд, несколько меньше, чем просило гособвинение, то я не вижу в этом трагедии».
Никто из потерпевших также не намерен обжаловать приговор, хотя все считают его излишне мягким. По словам адвоката Людмилы Тихомировой, главное, что восторжествовал «принцип неотвратимости наказания», чего и добивались ее подзащитные.
Удовлетворен решением суда и президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров: «Если после столь длительного разбирательства суд приговорил военнослужащих к данным срокам лишения свободы, то, значит, это верное решение». По мнению главы республики, «если закон станет для всех одним, невзирая на лица, звания, должности, то можно будет говорить о правовом государстве».
В свою очередь, адвокаты осужденных уже заявили о намерении обжаловать приговор. «В ближайшее время мы изучим полный текст приговора, так как на суде были оглашены вводная и резулятивная его части», – заявила представитель защиты Воеводина Елена Дзюба. По ее мнению, приговор не может быть обвинительным, если два суда с участием присяжных заседателей вынесли оправдательный вердикт.
Дело Ульмана окружной военный суд рассматривал в четвертый раз (см. справку). И дважды подсудимым удавалось убедить коллегию присяжных в своей правоте: не отрицая убийства чеченцев, разведчики настаивали на собственной невиновности, заявляя, что лишь выполнили в боевых условиях полученный приказ командования.
12 апреля с.г., когда на процессе должны были продолжиться прения сторон, Эдуард Ульман, Александр Калаганский и Владимир Воеводин, находившиеся под подпиской о невыезде, в суд не явились. Исчезновение обвиняемых по столь громкому делу многие сочли подозрительным. Появилось сразу несколько версий по поводу их местонахождения: согласно одной из них, сбежавшие находятся за границей, а именно – в Германии, по другой версии – с офицерами расправились родственники убитых ими чеченцев. На последнем варианте, в частности, настаивал депутат Госдумы Дмитрий Рогозин, который направил соответствующую телеграмму генпрокурору России Юрию Чайке. Однако представители военной прокуратуры заявили, что сведений о возможной смерти троих разведчиков не поступало. Где сейчас находятся Ульман, Калаганский и Воеводин, неизвестно. Ни в Бурятии, где они служат, ни по месту жительства семей разведчиков найти их не удалось.
Ростов-на-Дону
Решение суда понравилось не всем
Член Общественной палаты России, адвокат Анатолий Кучерена считает, что ситуация вокруг дела Ульмана наносит ущерб авторитету судебной системы. «То, что по одному и тому же делу выносятся прямо противоположные вердикты, не прибавляет авторитета судебной системе страны», – заявил он. Вместе с тем Кучерена убежден, что суд присяжных как судебный институт должен быть сохранен.
Глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников приветствует решение суда: «Данный приговор показал, что в нашей стране, несмотря на все промахи и проблемы, существует правосудие, действует принцип неотвратимости наказания». Он подчеркнул, что «суд над офицерами и обвинительный приговор продемонстрировали, что для правосудия не имеет значения, на какой стороне ты находишься, – преступление не должно оставаться безнаказанным».
Чеченский омбудсмен Нурди Нухажиев назвал приговор слишком мягким: «Это несоизмеримо мягкие по сравнению с содеянным приговоры. За совершенное преступление Ульман и его подельники заслуживали наказания на 20–25 лет или пожизненно. Но им дали сроки, которые не идут ни в какое сравнение с совершенным им убийством мирных граждан». По мнению Нухажиева, «это свидетельствует о том, что суды по-прежнему используют избирательный подход при вынесении приговоров военнослужащим и жителям Чеченской Республики».
Этапы дела Ульмана
Первый процесс. Начался в Северо-Кавказском окружном военном суде (Ростов-на-Дону) 27 октября 2003 года. В апреле 2004 года коллегия присяжных признала подсудимых невиновными, после чего 11 мая суд вынес оправдательный приговор. Обвинение и адвокаты потерпевших оспорили это решение в Военной коллегии Верховного суда РФ. 26 августа высшая судебная инстанция отменила приговор и вернула дело на новое рассмотрение.
Второй процесс. Проходил в том же суде с 20 октября 2004 года. Новый состав присяжных 19 мая 2005 года вновь вынес оправдательный вердикт, на основании которого 25 мая подсудимые были признаны судом невиновными. Потерпевшие обратились в Верховный суд с кассационной жалобой, в которой попросили пересмотреть дело без участия присяжных. 30 августа Военная коллегия ВС вновь отменила приговор.
Третий процесс. Начался в ноябре 2005 года, но в феврале 2006 года был приостановлен в связи с обращением потерпевших и президента Чеченской Республики Алу Алханова в Конституционный суд РФ. Они оспаривали ряд норм федерального законодательства, на основании которых дело рассматривалось военным судом без участия присяжных из Чечни. 6 апреля КС РФ постановил, что особо тяжкие дела по преступлениям военнослужащих в Чечне до введения в республике судов присяжных должны рассматриваться судьями, а не присяжными.
Четвертый процесс. 6 июня 2006 года президиум Верховного суда РФ постановил, что дело Ульмана будет рассматриваться тремя профессиональными судьями, и вернул его на новое рассмотрение со стадии комплектования коллегии присяжных. 2 ноября в СКВО начался очередной процесс. 12 апреля 2007 года, когда слушания вступили в завершающую стадию, трое обвиняемых – Эдуард Ульман, Александр Калаганский и Владимир Воеводин – не явились в суд. До настоящего времени их местонахождение неизвестно, они объявлены в федеральный розыск.