Две леденящие душу новости пришли вчера из Оренбурга и Новосибирска. Первая – четырехлетняя Юля Рябцева, поиски которой велись более 10 суток и завершились обнаружением тела на заброшенной территории, принадлежащей воинской части, была убита. Задержан подозреваемый – подросток 14 лет, проживавший в одном дворе с погибшей. «Он из неблагополучной семьи, состоит на учете в детской комнате милиции», – сообщили вчера в ОВД района. Новосибирская новость мало отличается от оренбургской. Там задержаны два подростка, подозреваемые в убийстве пятилетнего мальчика, тело которого в джутовом мешке нашли местные жители в минувшее воскресенье в лесополосе. Одному подозреваемому 14, другому 15 лет.
Редкая неделя проходит без подобных сообщений (см. справку). Детей убивают не только маньяки – такие случаи по меньшей мере не нуждаются в объяснениях причин. Убивают родные матери и отцы. Убивают дети. Такой массы «детских» убийств, которая обрушилась в последние годы, не было никогда. Такое ощущение, что на фоне общих призывов уделять больше внимания детству в обществе произошли какие-то катастрофические сдвиги.
Какова «тектоника» этих сдвигов? Ответить на этот вопрос мы попросили Екатерину Бурмистрову, заведующую кафедрой психологии безопасности Московского психолого-социального института. «В нашем обществе произошла глубинная смена ценностей, а это повлекло за собой смену образа жизни, – считает она. – В частности, образа жизни семьи». По ее словам, в большинстве российских семей задачу воспитания детей заслонила проблема зарабатывания денег. «Для многих уставших, озабоченных добыванием средств родителей ребенок – это раздражитель, который требует внимания, дополнительных усилий, – говорит Екатерина Бурмистрова. – В результате копится немотивированная агрессия не только у родителей, но и у неудовлетворенных детей. Главными их воспитателями во внешне благополучных семьях становятся телевизор и компьютер, вернее, компьютерные игры». Расставить ориентиры в том массиве информации, который сваливается на ребят, некому, и они часто теряют грань между реальностью и виртуальным миром. «У ребенка в компьютерной игре несколько жизней, – поясняет психолог. – Он не понимает, что на самом деле у него она одна». Соответственно и ведет себя, не задумываясь, что всякая рискованная затея может закончиться трагически. Такой ребенок не ценит ни свою жизнь, ни чужую, наблюдая, с какой легкостью в боевиках один лишает права на жизнь другого.
«Если раньше в обществе утверждались коллективистские ценности, то теперь идет очень мощная пропаганда индивидуалистских устоев, – отметила Екатерина Бурмистрова. – Ориентация на успех, карьеру, удовлетворение собственных потребностей – все это хорошо, но эта ориентация не сопровождается анализом того, какие средства при этом допустимы, а какие противопоказаны. Большинство подростков формулируют свое понимание так: я этого хочу и добьюсь любым способом». Такая целеустремленность зачастую заканчивается в лучшем случае драмой, а иногда и трагедией.
Изменилось и общее отношение к детям. «Не могу сказать, что перевелись люди милосердные, отзывчивые. Но предложения помощи подросткам, я уже не говорю о замечаниях или увещеваниях, порой вызывают мощную агрессию, – подчеркнула психолог. – После чего даже неравнодушные люди предпочитают больше не вмешиваться». Скопившаяся в детях агрессия, по словам Екатерины Бурмистровой, случается, приводит к суициду. «Убить другого, убить себя – это два полюса одной проблемы, – считает она. – А само явление – трагедия нашего общества».
Преступления против детей в 2007 году
29 января в городе Великие Луки Псковской области пропали 10-летние Павел Матросов и Валентина Корик. Неизвестный якобы предложил школьникам сняться в кино, и с тех пор их никто не видел.
19 марта в Кировском районе Красноярска пропала 5-летняя Полина Малькова. Истерзанное тело девочки было обнаружено через десять дней на пустыре. Преступление не раскрыто.
1 апреля в поселке Лычково Демянского района Новгородской области пропал 5-летний Иван Волков. Мертвый ребенок был найден в канаве на местном кладбище 4 апреля. Преступление не раскрыто.
3 апреля в Южно-Сахалинске пропал 10-летний Женя Петров. Тело ребенка нашли 28 апреля в заброшенной топливной емкости. Подозреваемых нет.
10 апреля в подмосковном Томилине в подъезде собственного дома была задушена 10-летняя Настя Бутенкова. Преступник не найден.
14 апреля в подмосковном поселке Ликино-Дулево Орехо-Зуевского района убит 10-летний мальчик, его приятель тяжело ранен. Подозреваемый в нападении задержан.
16 апреля в Самаре пропала 8-летняя Шакруне Шукурова. На следующий день тело девочки с признаками удушения и изнасилования обнаружили в сумке в гаражном массиве. Подозреваемый задержан.
29 апреля в Горно-Алтайске пропала 8-летняя Арчынай Яймина. Убитую девочку нашли 7 мая на берегу реки Майма. Преступление не раскрыто.
30 апреля в подмосковной Ивантеевке пропала 4-летняя Настя Мокрякова. Спустя несколько дней тело ребенка нашли в местном лесопитомнике. Преступник не найден.
16 мая в Петербурге похищены 6-летний Дмитрий и 11-летняя Александра Бородулина. За освобождение детей преступники требуют выкуп – 8 млн. евро.
20 мая в селе Малинки Рязанской области пропал 6-летний Илья Миронов. Спустя двое суток тело мальчика нашли рядом с животноводческой фермой. По подозрению в убийстве задержан местный скотник.
22 мая в подвале одного из домов Петербурга обнаружен труп 12-летней школьницы. Экспертиза установила, что перед смертью девочка была изнасилована. Подозреваемый задержан.
22 мая в Таганроге Ростовской области найдены убитыми две сестры, 4 и 9 лет. Тела нашли в лесополосе на выезде из города. У старшей из сестер эксперты обнаружили следы изнасилования. Преступление не раскрыто.
27 мая в Оренбурге пропала 4-летняя Юля Рябцева. Тело девочки с признаками насильственной смерти обнаружили 5 июня на городской набережной. В убийстве подозревается подросток, который задержан.
5 июня в Новосибирске обнаружено тело пропавшего ранее 5-летнего мальчика. По подозрению в убийстве задержаны двое подростков 14 и 15 лет.
5 июня в УВД Городецкого района Нижегородской области поступило заявление об исчезновении 6-летней Маши Пироговой, проживающей в селе Воронино. Заведено разыскное дело.