Четверым арестованным по делу об ограблении Читинского отделения Байкалсбербанка предъявлены обвинения. Об этом вчера корреспонденту «НГ» сообщил старший помощник прокурора Читинской области Анатолий Усков. Всем четверым инкриминируются пункты «б» и «в» части 4 статьи 162 УК РФ (разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору), максимальное наказание – до 15 лет лишения свободы со штрафом до миллиона рублей. А организатору разбойного нападения на банк вменяются еще и пункты «а» и «з» статьи 105 УК РФ – убийство двух лиц, сопряженное с разбоем. Ему грозит пожизненное заключение. На предъявление обвинений понадобилось два дня, процедура осуществлялась по месту содержания арестованных.
После предъявления обвинения имена и фамилии обвиняемых обычно предаются гласности. Но на сей раз руководитель следственно-оперативной группы – следователь по особо важным делам прокуратуры области Сергей Хомутов настоял на неразглашении данных о фигурантах дела. Причины такого решения неизвестны. Можно только предполагать, объясняется оно чрезвычайной щепетильностью следствия, озабоченного сохранением секретов расследования, либо в ход пошли другие, далекие от этого мотивы. «Это его (следователя Хомутова. – «НГ») право, и пока он не даст добро, фамилии обвиняемых оглашаться не будут», – пояснил Анатолий Усков. Между тем уже известно, что главным фигурантом банковского ограбления, его организатором и руководителем, как в один голос заявляют местные СМИ, являлся бывший сотрудник управления по борьбе с оргпреступностью областного УВД, экс-капитан милиции Константин Гудков. Дать его служебную характеристику в управлении отказались. «Он уволился еще одиннадцать лет назад, и его дело давно в архиве», – пояснила корреспонденту «НГ» одна из сотрудниц управления.
Хотя фамилия Гудкова во вчерашнем официальном сообщении прокуратуры не называется, его место и роль в этой криминальной истории весьма ясно прослеживаются. Группа налетчиков состояла из 6 человек, в нее входил и охранник банка, тоже выходец из милиции, бывший омоновец Вячеслав Попов, который в те сутки нес службу в банке. Остальные пятеро отправились на «дело» около 23 часов 11 мая на двух автомобилях, взяв с собой средства маскировки, инструменты, оружие. Трое, переодевшись в камуфляж, через окно – решетку им открыл охранник Попов – забрались в помещение. Двое остались «на стреме», поддерживая связь по рации. Проникшие в помещение напали на охранника Виктора Котовского, тоже выходца из милиции, бывшего майора, но тот оказал им сопротивление. Его связали скотчем, надели на голову шапочку-маску, затем то же самое проделали и с Поповым в целях имитации нападения. Но когда добыча в размере 38 млн. 680 тыс. руб., 250 г золота и 1750 г серебра в слитках была положена в машину охранника Котовского, как сказано в официальном сообщении, «один из участников преступной группы убил из пистолета обоих охранников». Не остается сомнений, что в бывших товарищей по милицейской службе стрелял Константин Гудков – из четверых обвиняемых «убойная» 105-я статья УК РФ инкриминируется только ему. Местные СМИ приписывают ему и убийство еще одного из сообщников ограбления, труп которого был найден в урочище Сухая Падь недалеко от города. Официальных подтверждений этого нет.
Руководитель оперативно-следственной группы Сергей Хомутов уже получил награду из рук министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева за оперативное раскрытие громкого преступления и возврат банку более 36 млн. руб., золотых и серебряных слитков. Частично этому сопутствовала удача (к примеру, часть денег случайно нашел местный житель, прогуливавшийся в лесном массиве с собакой), частично – профессионализм этого молодого следователя, которому пока нет и тридцати. Он окончил Уральскую государственную юридическую академию, на его счету ряд раскрытых серьезных преступлений. Буквально перед ограблением банка в областном центре была взорвана машина, и ему было поручено вести это дело. Но налет на банк оказался более резонансным, и Хомутову приказали передать «взрывное» дело другому следователю, а самому заняться налетчиками.