Вчера стало известно о краже в Талдомском историко-литературном музее, откуда преступники вынесли около сотни ценных экспонатов. Как сообщил корреспонденту «НГ» начальник одела по связям с печатными СМИ ГУВД Московской области Дмитрий Черноиваненко, кража произошла вечером в минувший понедельник. «На следующий день в Талдомское УВД обратилась директор историко-литературного музея и рассказала, что неизвестные, разбив окно второго этажа, проникли в выставочный зал музея и похитили 84 экспоната – изделия из гарднеровского фарфора», – сообщил Черноиваненко. По данному факту возбуждено уголовное дело, а в настоящее время устанавливается материальная и культурно-историческая ценность похищенного, добавил он.
«Все изделия авторской работы, это очень ценные вещи и являлись федеральной собственностью», – сказала корреспонденту «НГ» директор музея Людмила Румянцева. По ее словам, похищенная из музея коллекция была произведена на одном из первых российских фарфоровых заводов в Вербилках, основанном английским купцом Францем Гарднером в 60-х годах XVIII века. Его изделия конкурировали с Императорским фарфоровым заводом. «У нас нет специалистов, чтобы определить стоимость данной коллекции, но если предположить ориентировочно по рыночным ценам, то все предметы очень дорогие – начиная от двух тысяч долларов и выше. Более точно я пока сказать не могу, поскольку музейщики могут определить одну цену, а рыночная их стоимость совсем другая. Это две разные вещи», – заявила Румянцева.
По словам директора, кража произошла из-за того, что в музее полностью отсутствует система безопасности. Там нет даже обыкновенных охранников или сторожа, не говоря уже о сигнализации. «А сигнализация нам очень нужна, тогда бы кражи можно было избежать. Нанять охранников – не выход. Тем более что наше здание находится в 200 метрах от здания вневедомственной охраны, – говорит Людмила Румянцева. – То есть если бы сработала сигнализация, то похитители могли быть пойманы сразу, так как милиция среагировала бы на нее».
Однако пока никто помогать музею не спешит. «У нас есть учредитель – комитет по культуре и спорту в администрации Талдомского района, куда я непосредственно обращалась по вопросам системы безопасности в музее. А там говорят, что сейчас нет ни возможности, ни финансовых средств, чтобы провести сигнализацию, – рассказала Румянцева. – Мы писали письма и в Министерство культуры Московской области, но так как это муниципальный музей, Минкульт не может финансировать сохранность этих предметов. И к депутатам областной и Государственной Думы обращались, но и они не помогли». По словам директора музея, деньги на сигнализацию им выделили только недавно, да и то не все. «Часть денег администрация дала, но их явно не хватит, чтобы провести сигнализацию целиком, поэтому пока мы будем проводить ее частями. В этом году начнется работа», – говорит Людмила Румянцева.
Пресс-секретарь Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) Евгений Стрельчик заявил «НГ», что кражи, подобные талдомской, сейчас редкость, потому что системы безопасности в музеях значительно усовершенствовались в последнее время. Однако сказать, сколько бюджетных средств уходит на обеспечение охраны музеев, представитель Росохранкультуры отказался, сославшись на то, что вопросами финансирования занимается Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Но поговорить с сотрудниками данного ведомства «НГ» вчера не удалось.
По словам Стрельчика, теперь, после происшествия, Росохранкультура создаст комиссию, которая соберет описания украденной коллекции и внесет их в список потерянных и похищенных предметов. «По таким спискам проверяются все предметы произведений искусства и антиквариата на таможнях, аукционах и в магазинах. Если находится схожий по описанию предмет, то эксперты нашей службы определяют, действительно ли этот предмет был похищен, и если да, возвращают его владельцу», – сообщил он.