Генеральная прокуратура РФ инициировала процедуру лишения адвокатского статуса Каринны Москаленко, входящей в адвокатскую команду экс-главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского. Из прокуратуры соответствующее представление направлено в Росрегистрацию, откуда бумаги поступили в Адвокатскую палату Москвы. Здесь и должен решиться вопрос по существу. Напомним, что у Каринны Москаленко по первому и второму делу Михаила Ходорковского особая миссия: все обжалования решений российского правосудия в Страсбургском суде по правам человека идут через нее.
«Адвокатская палата Москвы, как это и положено по закону, возбудила дисциплинарное производство, после чего дело будет передано на рассмотрение квалификационной комиссии, а затем – в Совет адвокатской палаты», – сообщил вчера корреспонденту «НГ» президент палаты Генри Резник. Он отказался сообщить, какие конкретно претензии к адвокату выдвинула Генпрокуратура, пояснив, что разбирательство будет закрытым, так как речь может зайти о действиях, связанных с адвокатской тайной. Однако глава Адвокатской палаты Москвы подтвердил, что эти претензии связаны с делом Михаила Ходорковского. «Суть претензий, если говорить в общем плане, в том, что, как считает прокуратура, Москаленко отказалась от защиты Ходорковского, чего не имела права делать, – несколько приоткрыл завесу таинственности Генри Резник. – Прокуратура также считает, что она нарушила этические и процессуальные нормы, допустила неэтичность по отношению к следствию, противодействовала ему».
Более сурового административного наказания, чем лишение статуса, для адвоката нет. Однако более подробных объяснений, чем же так провинилась Каринна Москаленко, ни в Генпрокуратуре, ни в Росрегистрации получить не удалось. «Так как представление готовилось в Генпрокуратуре, к ней и все вопросы», – заявил «НГ» и.о. пресс-секретаря Росрегистрации Геннадий Алибеков. Дежурный по Управлению взаимодействия со СМИ Генпрокуратуры Александр Васильев пообещал было прояснить ситуацию, но вторично дозвониться к нему не удалось.
Сама Каринна Москаленко вчера находилась в Страсбурге и представителям СМИ заявляла, что не видела представления Генпрокуратуры и понятия не имеет, в чем ее обвиняют. Узнав от корреспондента «НГ», что главная претензия в том, что она бросила на произвол судьбы своего подзащитного, она рассмеялась: «Ах, вот в чем дело! Теперь понятно...». И отметила, что из дела Ходорковского она не выходила, однако комментировать ситуацию по телефону не стала. Ранее в эфире радиостанции «Эхо Москвы» адвокат заявила, что находится в Страсбурге, представляя интересы россиян, обратившихся в Европейский суд по правам человека, но в пятницу планирует вернуться в Москву, чтобы ознакомиться с представлениями Генпрокуратуры и Росрегистрации. Согласно процедуре ей предстоит сначала дать письменные показания, затем пройти устное разбирательство, после чего будет приниматься решение.
Нельзя сказать, что лишение адвокатского статуса – явление для столицы редкое. «За пять лет мы прекратили статус нескольких десятков адвокатов за нарушение кодекса профессиональной этики, – пояснил Генри Резник. – Но это отнюдь не по представлениям Росрегистрации. Такие решения принимались по жалобам клиентов, соответствующим обращениям судов». Кроме того, по словам главы палаты, за этот период еще около пяти сотен адвокатов лишены статуса как утратившие связь с адвокатским сообществом. Генри Резник также сообщил, что представление в отношении Каринны Москаленко будет рассмотрено в конце мая – начале июня.
Ходорковского и Лебедева оставили без дела
Вчера стало известно, что Генпрокуратура приостановила ознакомление с материалами нового дела Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. «Ознакомление с делом приостановлено, однако с чем это связано – пока неизвестно. Нашим коллегам в Чите за разъяснениями предложили обратиться в Генпрокуратуру», – сказал в четверг Интерфаксу адвокат экс-главы ЮКОСа Юрий Шмидт. В свою очередь, Константин Ривкин, представляющий интересы Платона Лебедева, сообщил, что ему не удалось получить ответ на этот вопрос в надзорном ведомстве. «Сами для себя мы связываем это с тем, что вступило в законную силу решение Басманного суда (он признал незаконным проведение следственных действий по новому делу Ходорковского и Лебедева в Чите, а Мосгорсуд 16 апреля подтвердил это решение. – «НГ»), – заявил адвокат. В то же время адвокат предположил, что приостановление ознакомления с делом связано «с попыткой Генпрокуратуры обратиться с надзорной жалобой на решение суда». Между тем в самой Генпрокуратуре от комментариев отказались, сославшись на то, что «информацию распространили неофициальные источники».
В профессии – отказать
11 ноября 2003 года у адвоката Михаила Ходорковского Ольги Артюховой сотрудники СИЗО «Матросская тишина» изъяли рабочие материалы, в том числе записку, содержащую, по мнению прокуратуры, руководство Ходорковского по противодействию следствию. Минюст внес представление о лишении Артюховой статуса адвоката, но Адвокатская палата Москвы отказала в его удовлетворении. Дело было передано в Пресненский суд. Накануне очередного заседания суда в октябре 2005 года Артюхова подала в Совет Адвокатской палаты Москвы личное заявление о прекращении статуса адвоката.
23 сентября 2005 года Генпрокуратура обратилась в Минюст с вопросом о лишении адвокатского статуса девяти защитников Михаила Ходорковского: Юрия Шмидта, Елены Левиной, Дениса Дятлева, Антона Дреля, Игоря Михеева, Каринны Москаленко, Владимира Сергеева, Альберта Мкртычева и Ольги Артюховой. Повод – не явились в суд на слушания по кассационной жалобе подзащитного. В тот же день Главное управление Федеральной регистрационной службы РФ по Москве направило в Адвокатскую палату Москвы представление о лишении Левиной, Дятлова и Дреля адвокатского статуса. Аналогичное представление – о лишении статуса адвоката Юрия Шмидта – было направлено в Адвокатскую палату Санкт-Петербурга. Нарушения профессиональных норм этики в действиях адвокатов коллеги не усмотрели, и дисциплинарное производство было прекращено.
26 декабря 2005 года Совет Адвокатской палаты Москвы отказался лишить адвокатского статуса защитника Ходорковского Альберта Мкртычева. Инициатива лишить адвоката статуса исходила от администрации колонии ЯГ 14/10 города Краснокаменска, где отбывает наказание Ходорковский. Якобы на встречу со своим подзащитным Альберт Мкртычев пронес в колонию неразрешенные документы.