«Авангард красной молодежи» конфликтовал с милицией на митингах, но в причастности к силовым акциям заподозрен впервые.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Вчера следователи Главного следственного управления при ГУВД Москвы допросили лидера «Авангарда красной молодежи» (АКМ) Сергея Удальцова по уголовному делу о серии взрывов в МГУ им. М.В.Ломоносова. Еще в пятницу он пообещал явиться на допрос, куда его вызывали в качестве свидетеля по делу, заявив, что не видит смысла скрываться от следствия.
Сам Сергей Удальцов рассказал корреспонденту «НГ» о том, как проходил допрос, сразу после выхода из здания следственного управления. «Он длился около полутора часов, проводил его следователь Олег Грибанов. Общались со мной спокойно: никто не кричал, не давил на меня. Основной упор делался на то, где я находился в момент этих взрывов, какой круг общения у меня и у других представителей АКМ в МГУ, особенно на физическом, химическом и биологическом факультетах», – сообщил Удальцов.
Также, по словам Сергея Удальцова, следователи интересовались тем, в каких отношениях он состоит с лицами, с которыми лидера АКМ задержали в январе этого года в аэропорту «Домодедово». Тогда Удальцов вместе с еще одним акаэмовцем – Александром Шалимовым – и двумя лимоновцами – Жеребиным и Аксеновым – собирались вылететь в Сургут для встреч с местными профсоюзами. По стечению обстоятельств вылет был запланирован на следующий день после последнего взрыва в МГУ. Задержанных продержали в милиции всю ночь, а наутро без оформления каких-либо документов отпустили.
«В целом я расцениваю этот допрос как некое предупреждение о том, чтобы я не высовывался. И как определенное давление – в свете моей политической деятельности, особенно в свете грядущих акций оппозиции, в частности Марша несогласных. Безусловно, я осознаю, что из свидетеля легко можно превратиться в подозреваемого, но совесть моя чиста», – сказал Удальцов.
За последние полгода в зданиях МГУ произошли три взрыва: два взрывных устройства сработали в главном здании МГУ на Воробьевых горах, еще одно было приведено в действие в общежитии МГУ на улице Шверника. При этом пострадал один человек. Как продвигается расследование, узнать не удалось: в пресс-службе ГУВД Москвы от комментариев отказались, сославшись на тайну следствия.
Как рассказал «НГ» адвокат Дмитрий Аграновский, представляющий интересы лимоновцев Жеребина и Аксенова, которых в январе задержали вместе с лидером АКМ, его подзащитных некоторое время назад также допрашивали по поводу этих взрывов. «Судебной перспективы здесь никакой, поэтому, мне кажется, процесс будет развиваться следующим образом: их просто будут периодически вызывать и допрашивать неизвестно для чего, – считает Аграновский. – Закончиться эта история может чем угодно: сейчас у нас ситуация непредсказуема, особенно в преддверии выборов».
По мнению адвоката, «левые молодежные организации для власти очень нежелательны в качестве образа врага, потому что это, как правило, хорошие люди из хороших семей». «Поэтому приходится пускаться во все тяжкие, чтобы их дискредитировать, привлечь ко взрывам и т.д. Ведь если посмотреть на их требования, то понятно, что они бьют в самые больные места: требуют социальной справедливости и общедемократических ценностей. Против этого не возразит ни один нормальный человек», – считает Дмитрий Аграновский.
Другого мнения придерживается депутат Госдумы от партии «Единая Россия», председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. «Я считаю, что уголовные дела по столь серьезным составам преступления, как теракты, кощунственно использовать в политических играх. Обычно допросы в рамках этих уголовных дел всегда являются предметными», – заявил Плигин «НГ».
«Очень часто леворадикально настроенная молодежь бывает нацелена на борьбу за элементы социальной утопии. Я бы оценивал эти стремления как нормальные для определенного возраста – главное, чтобы они базировались на реалиях и праве», – сказал депутат. «Я как представитель власти могу сказать, что в частных беседах мы всегда как минимум обеспокоенно относимся к тем проблемам, которые поднимают ребята, и это находит отражение в той политике, которая проводится, например, в поддержке молодых семей, в поддержке студентов, молодых ученых. Но сложно предположить, что ты должен поддерживать тех ребят, которые кидаются тортами. Это тоже нормально, но поддерживать это сложнее», – заявил Владимир Плигин.